Беседы о вере и Церкви

во всяком случае, считалось, что это менее

"важное" состояние, чем то, что будет после.

Митрополит Антоний:

Мне кажется, что тут есть два момента. Во-первых, в

течение многих столетий было среди христиан

несколько, скажем, выжидательное, даже

подозрительное отношение к плоти, потому что

казалось, будто плоть, телесность человекасвязывает его с животным миром, делает его чем-тониже того духовного существа, которым человекдолжен бы быть. Это — позднейшая установка, этоустановка христианского мира, который уже как-топотерял первобытный, радостный, всеобъемлющийимпульс. Скажем, в пятом веке один из отцов Церквиписал, что никогда нельзя упрекать или обличатьплоть в том, что она "виновата" вчеловеческом грехе, что грехи плоти — это грехи,которые дух совершает над плотью. Так чтоподозрительность, которая постепенно развиласьв связи с аскетической установкой, с борьбой зацелостность человека, сознание, что человекиногда тяжелеет под гнетом своей плоти, неявляется богословской, а только практическойустановкой.С другой стороны, всегдабыла в христианстве жива вера, что, правда,человек живет на земле временно; правда, будетразлучение души и тела; правда, будет какой-топериод, когда душа будет жива, тогда как телобудет костьми лежать в земле; но что в конечномитоге будет воскресение плоти и что полнотачеловеческого блаженства — это неразвоплощенный дух, а воплощенный человек, послетой катастрофы, того события, которое мы называемСтрашным судом, концом мира — назовите, какхотите, после момента, когда все будет завершенои человек сновастанет полным человеком, а не толькополучеловеком.Анатолий Максимович:Значит, отношение христианства к этому вопросу,если я Вас правильно понял, действительноменялось на протяжении веков; может быть, не восновном, но в том смысле, что одно время делалсяупор на одно, а в другие времена — на другое? Высказали, что подозрительное отношение к плотихарактерно для более позднего периодахристианства, то есть для средних веков; теперьот этой установки отказались, и плоть и дух сноварассматриваются как равные?Митрополит Антоний:Видите ли, сказать, что теперь от такой установкиотказались, конечно, было бы немножкооптимистично; но основная, первичная верахристианской Церкви, библейской традиции сейчаспереживается и осмысливается с новой глубиной исилой.Анатолий Максимович: Яотметил Ваше слово "оптимистично". Но всвязи с Воскресением Христа — все-таки я Вамдолжен сказать совершенно откровенно, что сточки зрения неверующего человека, который вовсене относится враждебно к религии, напрашиваетсяследующий вывод: что этот догмат былсформулирован для того, чтобы отличить Христа отобыкновенных людей, и для того, чтобы побудитьобыкновенных людей уверовать в Его Божественнуюприроду; другими словами, пользуясь современнымтермином, этот догмат был сформулирован дляпропагандистских целей. Я могу Вам пояснить. Если