Беседы о вере и Церкви

период, когда душа будет жива, тогда как тело

будет костьми лежать в земле; но что в конечном

итоге будет воскресение плоти и что полнота

человеческого блаженства — это не

развоплощенный дух, а воплощенный человек, после

той катастрофы, того события, которое мы называем

Страшным судом, концом мира — назовите, как

хотите, после момента, когда все будет завершенои человек сновастанет полным человеком, а не толькополучеловеком.Анатолий Максимович:Значит, отношение христианства к этому вопросу,если я Вас правильно понял, действительноменялось на протяжении веков; может быть, не восновном, но в том смысле, что одно время делалсяупор на одно, а в другие времена — на другое? Высказали, что подозрительное отношение к плотихарактерно для более позднего периодахристианства, то есть для средних веков; теперьот этой установки отказались, и плоть и дух сноварассматриваются как равные?Митрополит Антоний:Видите ли, сказать, что теперь от такой установкиотказались, конечно, было бы немножкооптимистично; но основная, первичная верахристианской Церкви, библейской традиции сейчаспереживается и осмысливается с новой глубиной исилой.Анатолий Максимович: Яотметил Ваше слово "оптимистично". Но всвязи с Воскресением Христа — все-таки я Вамдолжен сказать совершенно откровенно, что сточки зрения неверующего человека, который вовсене относится враждебно к религии, напрашиваетсяследующий вывод: что этот догмат былсформулирован для того, чтобы отличить Христа отобыкновенных людей, и для того, чтобы побудитьобыкновенных людей уверовать в Его Божественнуюприроду; другими словами, пользуясь современнымтермином, этот догмат был сформулирован дляпропагандистских целей. Я могу Вам пояснить. Еслибыло бы просто сказано, что Христа надо считатьБогом в силу Его этического учения, в силу тойжертвы, которую Он принес, то одни поверили быэтому, а другие — нет. И вот для того, чтобы убедить в этомбольшее число людей, нужна была ссылка накакое-то сверхъестественное событие — ибо отБога многие ждут чуда.Митрополит Антоний: Ядумаю, что это исторически неправильно; я думаю,что христианская вера началась с момента, когда укаких-то людей — у апостолов, у несколькихженщин, которые пришли ко гробу Спасителя послеЕго распятия и смерти, у все увеличивающегосяколичества людей — был непосредственный опыт, тоесть реальный опыт того, что Тот, Кого они виделив руках Его врагов,Тот, Кого они видели умирающим на кресте илежащим во гробе — ЖИВ, среди них. Это не позднийдогмат, это одна из первых вещей, о которыхговорит Евангелие; это основной мотив, основнаятема евангельской проповеди: что Христос жив, и разОн жив, все остальное делается достоверным,правдоподобным; Он, значит, действительно то, чтоОн о Себе говорил и что они о Нем думали. Я думаю,что как раз наоборот: это не довод, которыйпозднее был выдуман или приведен сознанию людейдля достижения пропагандистских целей, это —первичная вера, без этого ученики просто