Беседы о вере и Церкви

может быть, и остались бы вместе как этическая

группа, но никогда бы не вышли на проповедь о

Христе. Апостол Павел говорит, что вся его

проповедь заключается в проповеди о Христе

распятом и воскресшем, что если не воскрес

Христос, то Его ученики — самые несчастные из

людей, потому что они строят свое мировоззрение и

жизнь на фантазии, на галлюцинации, на лжи (1 Кор.,гл. 15).Анатолий Максимович:Почему же на галлюцинации и на лжи? — строят наопределенных этических принципах. Ведь это —принципы, которые явно стоило проповедовать.Неужели Вы можете себе представить, что если быне было этих этических принципов, тохристианство получило бы такое распространение,которое оно получило на самом деле?Митрополит Антоний: Ядумаю, что нет. Я думаю, что на этическихпринципах христианство получило бы, может быть,даже большее, но другого рода распространение,что центр христианства не только и не столько вэтих этических принципах, сколько в историческомсобытии, которое ставит мир в совершенно новоесоотношение с Богом, заставляет нас совершеннопересмотреть и природу и масштаб человека, иприроду и Личность Самого Бога, и дажематериальный наш мир. Потому что если этотматериальный мир оказался способным вместитьСамого Бога, если какая-то частица, физическаячастица этого мира могла соединиться с СамимБогом и в этом не сгореть, не быть разрушенной, аостаться неприкосновенной, — то, действительно,и материя разверзается в наших глазах всовершенно небывалые масштабы. Почему я и говорю,что христианство — единственный материализм,который придает предельное значение материи, атакже и истории человека, через Воплощение Богавдруг получающего вечное измерение,Божественное измерение, трансцендентальноеизмерение: не в будущем, а вот сейчас, потому чтоБог среди этой истории — и человек делаетсякаким-то удивительно большим.Анатолий Максимович:Да, это последнее — реалистическое замечание,потому что в остальном Ваши доводыпредставляются мне именно трансцендентальными.Но для Вас они, явно, имеют значение — реальное иживое значение. Большое Вам спасибо, митрополитАнтоний.Анатолий Максимович:Митрополит Антоний, я слушал много Вашихвыступлений по радио и телевидению, и Вы частоговорите об общении с Богом. С моей точки зрения, общениес Богом имеет, в сущности, лишь символическоезначение и означает соблюдение этических норм,установленных христианством и другимирелигиозными учениями; другими словами, под общениемс Богом подразумевается: делать то, что нужно, ине делать того, чего нельзя делать. Но я полагаю,что для Вас этот термин имеет более глубокоезначение. Что же это означает для Вас конкретно?Идет ли речь только о молитве или о чем-то другом?Митрополит Антоний:Ваш вопрос очень многогранный и, честнопризнаюсь, очень трудный, в том смысле, чтоговорить о каком-то опыте, который тебе кажетсядостоверным, можно, но сделать его убедительнымили понятным, или помочь другому человеку егоуловить — очень трудно... Отвечая на ваш вопрос, я