Беседы о вере и Церкви

Исповедник (ок. 580-662) — один из наиболее глубоких

богословов Восточной Церкви.

[7] Ибо в смерти нет

памятования о Тебе; во гробе кто будет славить

Тебя? (Пс. 6,6).

[8] Из Пасхального

Огласительного слова святого Иоанна

Златоустого.О вереЯ здесь уже много разговорил о том, что я по образованию не богослов, ипоэтому не ожидайте от меня хорошего, строгого,академического богословского доклада. Но я хочус вами вслух продумать тему, которая, мне кажется,из года в год обновляется и остается современнойи своевременной из поколения в поколение; этовопрос о том, что такое вера, как к этой вереприходят и как вера стоит перед темой сомнения.Постепенно, за столетияуспокоенного христианства, у нас сложилосьпредставление о вере, которое не соответствуетее существу. Вера — не мировоззрение; естьмировоззрение, которое соответствует вере, носамое существо веры — это не система понятий.Слово вера значит разные вещи; первичноезначение слова вера — доверие; второе —верность; дальше — то содержание веры, которое мыобыкновенно называем верой и которое являетсярезультатом того, что через доверие Богу иверность Ему мы познаем Его и делаемся ужеспособными о Нем что-то сказать; но начинаетсяэто не с понятий, а с лица.Отцом верующих названАвраам (Гал. 3,7); и когда вчитываешься в его жизнь,поражает, что его вера прежде всего — можносказать, исключительно — была совершенным,неограниченным доверием к Богу, и из этогодоверия к Богу рождалось с Ним общение, и из этогообщения вырастало знание о Боге, Какой Он есть.Вера Авраама заключалась не в том, что он сначалаполучил какие-то сведения о Боге и в них уверовал,а в том, что он с самого начала, туманно, но вместес этим с громадной силой, встретился лицом к лицус Живым Богом. Он верил не во что-то, а в Кого-то, ив этом, может быть, и есть самое существо веры.Если наша вера есть вера вКого-то, в Живого Бога, то домыслы, направленныепротив нее, не могут ее поколебать; если же всянаша вера заключается только в том, что мы верим вте или другие богословские, или полубогословскиеили просто суеверные предпосылки, они могут бытьколеблемы, причем суеверие держится крепче, чембогословские выкладки.И вот вспомните Авраама,первую его встречу с Богом, как Господь его поимени позвал: Аврам! Голос был такойсвоеобразный; это не был просто один из голосовчеловеческих, он прозвучал не только в его ухо;это имя Аврам ударило его в сердце, и он узналнепосредственным чутьем, что с ним говорит Бог.И первое, что ему сказалБог: Оставь свое родство, оставь страну, в которойты родился и живешь, и иди, куда Я тебя поведу...(Быт. 12,1). Тема доверия: потому что Бог ему ничего,в сущности, не обещает. Он ему говорит: Оставь то,что у тебя есть, и пойди туда, куда ты не знаешь,туда, куда Я тебя поведу, и на что и куда — Я необъясняю тебе... Единственное, что Авраам знает,это что с ним говорит Бог; он знает, что от неготребуется уйти; он знает, что он куда-то будет