Беседы о вере и Церкви

верить, только если оно исходит от лица

говорящего; в такой мере можно довериться тому,

кто говорит, а не какому-нибудь руководящему

принципу.

И вот Авраам идет, находит

землю обетованную; и тут Господь ему обещает

сына, который будет началом великого, несметного

народа. И рождается сын, Исаак. Короткое времяпроходит, каких-то десять-двенадцать лет, и Тот жеБог, Который ему обещал в лице этого сынанаследие вечное, ему повелевает: сына взять ипринести в кровавую жертву (Быт., главы 21-22). И сновасказывается это качество, это свойствоподлинной, основной веры в Бога, а не в то, что Онтак или иначе выразил. Неверующий, вернее, каждыйиз нас, вероятно, обратился бы к Богу и сказал:Господи — Ты Себе противоречишь, что же Твоеобетование, как же из Исаака может родитьсяпотомство мне, если я сейчас его принесу вкровавую жертву?.. Это было бы разумно, но это былобы актом недоверия к Богу. И Авраам не ставитэтого вопроса, потому что его вера обращена не нато, что говорит Бог, а на Того, Кто говорит. Он неставит вопрос о том, что Бог Себе противоречит, онпредоставляет Богу знать, противоречит Он илинет, и что Он имеет в виду. Он поступает так: ядоверился этому Богу, я и теперь доверяюсь... Онберет своего мальчика и ведет на заклание, и мызнаем, как это кончается: Господь заменил Исаакаживотным; это — дело Божие; но дело Авраама было— совершенная вера, понятая именно как доверие:безграничное, полное, спокойное доверие. Причем"спокойное": не без боли, не без ужаса, не безсодрогания. Но только такое доверие даваловозможность не то чтобы превозмочь, а оставитьдушу совершенно открытой и для боли, и для чуда.И в Евангелии, вопрос,который Христос ставит в области веры, это именновопрос о том — как ты относишься ко Мне; не к Моимобетованиям, а ко Мне лично. Вы, наверное, помнитерассказ о том, как Христос на пути в Иерусалимговорил Своим ученикам, что Ему надлежит идти воСвятой Град, быть предану в руки грешников, бытьубиену и воскреснуть. И в этот момент двое из Егоучеников вышли к Нему: Дай нам сесть одесную иошуюю Тебя! (Мк. 10,37). Во всем, что Христосговорил о восхождении Своем в Иерусалим, огрядущих страстях, о воскресении после страшнойголгофской смерти, они услышали только то, чтоотносилось к ним: Он воскреснет. Он победит; итогда Он будет царем, и тогда настанет нашаочередь торжествовать... Они совершеннопропустили страшное благовестие о страстях исмерти. Они пережили только то, что касалось их, амимо Христа и Его судьбы — прошли. И вот онипросят, чтобы когда настанет победа — забывая,какой ценой она будет получена, — сесть им поправую и левую руку Христа в славе Его... Христосим не отказывает, Он подводит их к самому сердцубеседы и спрашивает: способны ли вы, готовы ли выпогрузиться в этот ужас, в который Я будупогружен, креститься тем крещением, каким Я будукреститься (по-гречески слово, которое мы