Беседы о вере и Церкви

конкретной, умственно разработанной веры: не в

этом дело. Тот, кто умер со Христом, кто ожил с Ним,

принадлежит иному миру; тот же, кто только имеет

об этом представление и считает, что это

достаточно достоверно и убедительно, или кто

просто слишком ленив, чтобы поднимать вопросы, и,

живя в обществе, которое не ставит этих вопросов,

самотеком удовлетворяется этим наследством, —не христианин еще.И если исходить из этого,тогда можно подойти к вопросу о вере и тогдалегче отличить веру от легковерия и суеверия.Суеверие отличать от веры я сейчас не буду; этодело простое. Но легковерие — дело гораздо болееопасное и сложное, потому что оно болееприкрытое. Поколениями христиане живут взначительной мере легковерием; легковерием в томотношении, что они получают наследственно, другот друга, из предыдущих поколений или из глубинывеков уже готовую веру; но веру не в смыследоверия, о котором я сейчас говорил, а веру всмысле предложений, относящихся к Богу,относящихся к человеку, к миру, квзаимоотношениям Бога и твари.И часто такая вера, когдапроблем нет, когда ничто ее не колеблет, когданичто не ставит ее под вопрос, вполне устойчива;но в тот момент, когда на нее налетит буря, такаявера уже устоять не может. Вера, котораязаключается только в том, чтобы без разбора, безкритики, спокойно — потому что нет противоречийили нет других запросов — воспринять то, чтопередано предыдущими поколениями, может легкораспылиться, потому что она не основана наличном, живом опыте. И это, я повторяю, частостолетиями и есть вера тысяч и миллионовхристиан — и не христиан тоже. Такая вера подобнанаследству, которое человек получает: другиетрудились; вышли из ничего; горбом, трудомзаработали, копейка за копейкой; наконецпередали своим потомкам какое-то богатство. Апотомки этим богатством живут; они его принимаютлегко; но если поднимется какая-то буря, онивоссоздать такое богатство неспособны. И эточрезвычайно важно в наше время, потому что вера,основанная на опыте, может устоять; вера же,которая, заключается только в том, что мы понаследству получаем какие-то понятия о Боге, илио себе, или о мире, не может устоять.И тут я хочу сделать двоякое отступление.Часто, особенно на Западе, в протестантском миреговорят о христианах как о народе Божием. НародБожий это тот народ, который имеет в рукахСвященное Писание Ветхого и Нового Завета,который это Священное Писание знает, которыйстарается по нему жить. Так ли это? Можно лисказать, что этим исчерпывается определениенарода Божия? Мне думается, что нет; недостаточноиметь в руках Священное Писание; недостаточноего изучать, знать; недостаточно даже жить понему, если та община, которая так живет, неукоренена в Боге, не пронизана присутствиемСвятого Духа так, как та ветхозаветная и