Беседы о вере и Церкви

Это очень важно. Об этом в

свое время писал афонский старец Силуан [2] , который в своей записной

книжке когда-то поместил, что Дух Святой так

живет в нас, так присутствует в Церкви, что если

Церковь лишилась бы и Священного Писания, то Он в

сердцах людей может провозгласить, проговорить

те же слова. Я не хочу сказать, что Духом Святым мы

можем воспроизвести дословно то, что написано вчетырех Евангелиях и в апостольских посланиях,тем более в Ветхом Завете; но то же самоеблаговестие о Том же Самом Боге, лично намизвестном, близком, родном, сделавшем нас членамиСвоего Тела, храмами Своего Духа, детьми вечногоОтца, мы должны быть способны принести, сказатьоб этом слово живое, из недр церковного сознанияи личного церковного опыта.И, с другой стороны, когдав стадии как бы немного дальше от этой коренной,основной веры дело доходит до провозглашения техили других истин о Боге, опять нам надозадуматься: что основное в нашем благовестии, внашей вере, а что является — не второстепенным, авторичным; не второстепенным в том смысле, что мыможем это откинуть как неважное, а вторичным,потому что оно — производное от других, болееосновных истин. Ответ, я думаю, который родился втечение тысячелетий, во все периоды гонений,притеснений Церкви Христовой, таков: есть истины,за которые надо жить и умирать; есть вторичныеистины или второстепенные истины, за которые нельзя,за которые мы не имеем права жить и умирать.Есть предание человеческое, которое может бытьочень ценно на своем месте, но ради которогонельзя раздирать единство Церкви или умирать.Вспомните старообрядческий раскол или столькозападных разделений: сейчас Западный мирразделился, распылился больше чем на две тысячихристианских вероисповеданий, по признаку однойкакой-то детали, в которую люди вцепились и изкоторой они сделали центр благовестия, тогда какцентр благовестия — Христос, Он — Истина, Бог,Жизнь. Критерий, который мне был раз данчеловеком, имевшим право так говорить, таков: всето в нашей вере, в нашей церковной практике, внашем церковном мышлении, что нельзя сопоставитьс Тайной Вечерей, с ужасом Гефсиманской ночи, сославой Воскресения, с Вознесением Спасителя, всето, что нельзя поставить рядом с этими событиями,потому что это слишком мелко, — надорассматривать с осторожностью. Истины веры, тосодержание веры, которым можно жить и умирать,именно совпадает, включается в Тайную Вечерю, вГефсиманскую ночь, в Голгофскую жертву, в победуВоскресения, в славу Вознесения, в новую жизнь,данную Духом Святым.Эти два замечания — онароде Божием и о критерии незыблемой истины яделаю попутно, но не считаю их второстепенными.Теперь, если задуматьсянад верой еще немножко. С одной стороны, вера, какя сказал, это доверие к личному, Живому Богу. Нотогда вера должна непременно, неизбежно бытьоснована на каком-то опыте. Где же кончается опыт,