Беседы о вере и Церкви

рассматривать с осторожностью. Истины веры, то

содержание веры, которым можно жить и умирать,

именно совпадает, включается в Тайную Вечерю, в

Гефсиманскую ночь, в Голгофскую жертву, в победу

Воскресения, в славу Вознесения, в новую жизнь,

данную Духом Святым.

Эти два замечания — о

народе Божием и о критерии незыблемой истины яделаю попутно, но не считаю их второстепенными.Теперь, если задуматьсянад верой еще немножко. С одной стороны, вера, какя сказал, это доверие к личному, Живому Богу. Нотогда вера должна непременно, неизбежно бытьоснована на каком-то опыте. Где же кончается опыт,где начинается вера? Как они между собойпереплетаются, какое между ними отношение? Я васхочу отослать к одному из подвижнических словсвятого Макария Великого* . Я егонесколько расширю в своем изложении дляудобства, но если вы проверите, то увидите, что яне искажаю его мысли.Макарий Великий [3] , рассуждая о религиозном опыте,о созерцательном опыте, говорит, что когдаблизость Божия, сознание Бога делаетсявсепоглощающим, когда оно нас охватывает доглубины, мы уже не можем ни мыслить, ничувствовать, ни определять своей судьбы илисвоих движений, своей воли — мы всецелосовпадаем с этим опытом, мы целиком превращаемся в созерцание, мыне можем ни анализировать, ни разбирать, в чемзаключается этот опыт, и не можем за собойследить и сознавать, что же с нами происходит. Этото, что Феофан Затворник [4] называл"блаженным пленом души", когда человек весьоцепеневает, весь совпадает с этим опытом итолько живет в Боге и Богом. И вот Макарийговорит, что если у Бога была бы забота только очеловеке, который удостоился такогосозерцательного состояния, оно бы никогда непрекратилось; но, — говорит Макарий Великий, —Бог имеет заботутоже и о тех, которые не дошли до этой духовнойглубины или духовной высоты; и поэтому Онотступает на один шаг от Своего избранника, так,что слабеет этот опыт, и человек приходит в себя.Если взять образ (этот образ не принадлежитМакарию Египетскому), можно так себе представить:иногда поднимается море к берегу и поднимает насвоих волнах челнок; и пока море высоко, челнокколеблется на водах; а потом море начинаетотходить, и челнок снова садится на песок, — вотчто случается. Но есть какой-то момент, когда этот опытпереживаемого Бога уже стал настолькопрозрачным, что человек себя снова сознает, и вэтот момент он переходит из опыта в область веры,как ее определяет Апостол в 11-й главе Послания кевреям: уверенность в вещах невидимых... Опыт ужеперестал быть актуальным, это уже не видение, этоуже не созерцание, это уже не состояние; носознание того, что это состояние только что было,что это созерцание еще трепещет в душе человека,таково, что уверенность его совершенна,хотя самое созерцание или предмет этогосозерцания стал теперь невидим. Это область веры:мгновение, когда человек открывает, что ушловидение, а уверенность вся еще тут.Такого рода опыт мынаходим в Ветхом Завете, в Новом Завете, например,