Беседы о вере и Церкви

значение в моей жизни.

Подобие я могу вам дать

такое. Вы, наверное, слышали о витражах западных

церквей — окнах, составленных из многоцветных

стеклышек, которые изображают или какую-нибудь

тему, или просто гармонию красок. Придешь в храм

иногда, вечером или когда солнце с другой

стороны, и на серой стене вырисовывается простосерое пятно — ничего не видно. Придешь в другойдень — солнце коснулось этого стекла или бьетпрямо в это окно, и окно вдруг сияет небывалойкрасотой. Оттого, что коснулся его светпотусторонний, вдруг тема этого окна выявилась:Крещение ли Господне, Воскресение, Вознесениеили какая-либо другая тема; выявилась всякрасочность этого окна, вся сиятельная красотаэтого окна. Но одновременно это окно, явленноенам светом потусторонним (который просто "поту сторону", если говорить о вещественнойжизни, или потусторонним в другом смысле, еслиговорить о душе человеческой и о Боге, Которыйесть свет), окно, нам явленное этим светом, в то жевремя и являет нам этот свет. Повторю: то же самоеи в человеческих отношениях: вдруг блеснулкакой-то свет изнутри человека, и человек для насуже незабываем, неповторим, единственный. СвятойМефодий Патарский [7] в одном из своих писанийговорит: пока юноша не полюбит девушку, онокружен мужчинами и женщинами; когда он полюбиткого-нибудь, он видит возлюбленную и — вокругсебя — людей: уже не мужчин и женщин, а простолюдей, потому что это — единственный человек, аостальные все "вошли в ряд ", как бы сглажены,они просто окружение.Но бывает, бываетпостоянно между нами так — не только в любвиодного человека к другому, но и, например, привстрече друзей: в какой-то день вдруг почему-тодруг с другом можно так говорить, как никогда неговаривалось, — до такой глубины, до такойчуткости, до такого взаимного понимания; и лицо учеловека преобразилось, и голос иной, и весь онтакой, каким никогда его не видал раньше. А наследующий день встретишь его — как будтообыкновенный, как будто потух этот свет, какбудто солнце отошло немножко, и витраж,красочное, сиятельное окно снова стало серым,незаметным.И тут можно подойти квопросу двояко — можно подойти с верой или безверы. С верой — это значит, что, видя тусклое этоокно, видя потухшее лицо, видя человека, которыйснова стал "как все", мы можем улыбнуться вдуше и сказать: это обман, я знаю, какой он насамом деле, он был мне явлен, хоть на одномгновение, в неповторимой глубине и красоте... Илиможно, наоборот, посмотреть, пожать плечами исказать: как жалко, я обманулся, я думал, что этотчеловек — нечто особенное, на самом деле — нет,это было просто мое настроение... И тут от насзависит сохранить в себе уверенность в вещахневидимых иди ради видимого отвергнуть тоневидимое, которое так значительно. Бог так непоступает по отношению к нам. Возьмите двапримера.Встреча Христа Спасителяс апостолом Петром после Воскресения Христова(Ин. 21, 15-19).Петр трижды от Него отрекся; при первой их