Беседы о вере и Церкви

— да, это правда, но в более основном, глубоком

смысле. Христианство утверждает (это Вы найдете и

в Символе веры, и в сознании христианской Церкви)

воскресение мертвых: нам представляется, что

полнота человеческого бытия — именно

воплощенность, а не развоплощенность витающих

духов.

Анатолий Максимович:Скажите, такова была всегда христианскаяустановка? Потому что, насколько мне помнится,раньше говорили совершенно иначе. Меня, например,учили, что в средние века христианская Церковьсчитала, будто жизнь на земле — преходящеесостояние; оно, конечно, преходящее и теперь, но,во всяком случае, считалось, что это менее"важное" состояние, чем то, что будет после.Митрополит Антоний:Мне кажется, что тут есть два момента. Во-первых, втечение многих столетий было среди христианнесколько, скажем, выжидательное, дажеподозрительное отношение к плоти, потому чтоказалось, будто плоть, телесность человекасвязывает его с животным миром, делает его чем-тониже того духовного существа, которым человекдолжен бы быть. Это — позднейшая установка, этоустановка христианского мира, который уже как-топотерял первобытный, радостный, всеобъемлющийимпульс. Скажем, в пятом веке один из отцов Церквиписал, что никогда нельзя упрекать или обличатьплоть в том, что она "виновата" вчеловеческом грехе, что грехи плоти — это грехи,которые дух совершает над плотью. Так чтоподозрительность, которая постепенно развиласьв связи с аскетической установкой, с борьбой зацелостность человека, сознание, что человекиногда тяжелеет под гнетом своей плоти, неявляется богословской, а только практическойустановкой.С другой стороны, всегдабыла в христианстве жива вера, что, правда,человек живет на земле временно; правда, будетразлучение души и тела; правда, будет какой-топериод, когда душа будет жива, тогда как телобудет костьми лежать в земле; но что в конечномитоге будет воскресение плоти и что полнотачеловеческого блаженства — это неразвоплощенный дух, а воплощенный человек, послетой катастрофы, того события, которое мы называемСтрашным судом, концом мира — назовите, какхотите, после момента, когда все будет завершенои человек сновастанет полным человеком, а не толькополучеловеком.Анатолий Максимович:Значит, отношение христианства к этому вопросу,если я Вас правильно понял, действительноменялось на протяжении веков; может быть, не восновном, но в том смысле, что одно время делалсяупор на одно, а в другие времена — на другое? Высказали, что подозрительное отношение к плотихарактерно для более позднего периодахристианства, то есть для средних веков; теперьот этой установки отказались, и плоть и дух сноварассматриваются как равные?Митрополит Антоний:Видите ли, сказать, что теперь от такой установкиотказались, конечно, было бы немножкооптимистично; но основная, первичная верахристианской Церкви, библейской традиции сейчаспереживается и осмысливается с новой глубиной и