Беседы о вере и Церкви

игнорируя при этом этические нормы.

Митрополит Антоний:

Да. Это меня, в общем, очень радует, с одной

стороны, потому что, значит, даже Ваши

представления допускают, что Бог существует, при

условии, что Он окажется не таким, каким Он явно

выступает из жизни и слов недостойных верующих.

Но вот Вы упомянули об этике, и в одной изпредыдущих бесед мы с Вами говорили, чтохристианская этика внесла что-то ценное в жизньхотя бы нашего европейского общества. Как Вампредставляется: что ценного внесла христианскаяэтика в нашу жизнь?Анатолий Максимович:Каждая религия вносила очень много ценного внашу жизнь; я придаю большое значение религии,потому что религия явилась одним из средствобуздания человеческих страстей, борьбы со зломи упорядочения жизни. Отрицать это, по-моему,совершенно неправильно. Разумеется, существуют идругие средства. В Китае, например, пыталисьсоздать разумное устройство жизни исключительнона рационалистическо-этических началах, неприбегая к религии. Религия во времена Конфуцияфактически большой роли не играла. Китайскаяэтика была основана на том, что если люди будутвести себя разумно, каждому будет лучше. Не скажу,что они добились большого успеха, но, во всякомслучае, не меньшего успеха, чем в других странахмира. В Китае, пожалуй, было то преимущество, чтопоскольку философы не вносили религиозныйэлемент в процесс установления этических норм,они сохранили терпимость. Они относились согромной терпимостью к любому другомуфилософскому учению, при условии, что такоефилософское учение служит борьбе со злом ивнедрению добра. Но, конечно, как я уже сказал, злопродолжало существовать и там.В других частях света, вчастности, в Европе, зло также продолжалосуществовать, но совершенно ясно, что безрелигиозных учений возник бы совершеннейшийхаос, и иудаизм — поскольку мы говорим о западноммире, — а затем и христианство внесли огромныйвклад в дело борьбы с хаосом и со злом.Митрополит Антоний: Акакие особенности христианские Вам кажутсяинтересными, какие черты Вы находите вхристианстве, которых Вы не нашли в другихвероисповеданиях и которые сыграли роль, скажем,в общественной, в личной нравственности Запада?Анатолий Максимович:Христианство является продолжением иудаизма.Иудаизм возник тогда, когда народ находился всовершенно первобытном, диком состоянии, егонужно было как-то организовать, ему нужно былокак-то объяснить, почему нужно жить так, а неиначе; и это было сделано — с помощью Десятизаповедей. Христианство было продолжением этогопроцесса; оно внесло некоторые другие элементы в процессвнедрения этических норм: элемент милосердия,элемент сожаления, элемент доброты. ФормулыХриста были преувеличенными, педагогичными;можно себе представить, что когда Он говорил, чтонужно подставить другую щеку, Он не верил, что люди подставятдругую щеку, но эта формулировка была направленана то, чтобы люди, по крайней мере, не сразурастерзали того, кто обидел их.Митрополит Антоний: Авот в области, например, человеческих отношений