Беседы на Соборное послание святого апостола Иакова

Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица (Иак. 2, 1).Человек, который лицеприятен (смотрит на внешнее), — таковой грешит не только против другого, но и против себя самого. Блаженный Феофилакт поясняет: ...потому что обхождение с подобным препосылается и самому делающему [1]. Мера того, как мы относимся к другим, есть мера того, как Бог отнесется к нам.Сам Господь, смотрит прежде всего на сердце человека. Сказано: Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце (1 Цар. 16, 7). Лицеприятие предполагает суд одного человека над другим, когда основанием для осуждения служит даже не поступок другого человека, а наше отношение к его внешнему виду, полу, возрасту, национальности и социальному положению. Но разве есть вина в том, чтобы быть рыжим или брюнетом; родиться русским или чеченцем, евреем или татарином? Можем ли мы презирать человека за то, что он "слишком молод" или "уже так стар"? Один родился в богатой семье, другой — в бедной. В чем вина первого или второго?Далее мы читаем:Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? (Иак. 2, 2–4).Печально то, что и в наши дни эта проблема остается актуальной, но еще более печально то, что и в апостольские времена христиане проявляли подобное лицеприятие. Не надо идеализировать ни какой из периодов церковной истории. Всегда существовали те проблемы, с которыми нам приходиться сталкиваться в настоящее время. Тем более полезным оказывается для нас опыт апостолов, как они изживали те или иные недостатки в среде своей паствы. Какие слова — обличения или увещевания — находили они для тех, кого желали уврачевать и исцелить от нравственных недугов.Описанное поведение называется у святых отцов лукавым лицеприятием. Действительно! Всякий раз, когда мы проявляем лицеприятие, мы лукавым образом ищем для себя выгоду.Мы видим перед собой нищего человека, которому мы могли бы помочь, и находим тотчас оправдание своей жадности. Мы спешим убедить себя в том, что он обнищал из-за лености, пьянства или чего-либо еще. Мы даже пытаемся скрыть свою жадность и от других, и от себя рассуждением о путях Промысла Божия. Мы говорим: "Наверное, Бог наказал его этой нищетой. Или он страдает за грехи своих родителей".Видя богатого человека, мы ведем себя совсем иначе. Нам кажется, что его послал нам Господь, и в его пожертвованиях мы спешим увидеть ответ на наши молитвы. Блаженный Феофилакт поясняет: Не пересуживаете ли, — то есть вы испортили приговор свой, не сделав наперед никакого исследования о том, рачителен ли бедный или ленив богатый [2]. Здесь исследование означает, что не от каждого богатого мы можем принять помощь и не каждому нищему стоит помогать деньгами.Печально сознавать, но и мы, священники, более охотно общаемся с богатыми прихожанами, чем с бедными. Для них у нас находятся и "мудрые" наставления, и время, и радушие. Бедный человек настораживает нас и порой раздражает самим своим видом. Мы спрашиваем себя: вправе ли мы помогать ему из средств храма? — как будто участие в жизни другого человека означает только денежную помощь. Доброе слово, вовремя сказанное, участие в судьбе другого человека могут принести поразительные результаты — при наличии действительно христианского отношения к ближнему с нашей стороны.Святые апостолы, не имевшие серебра и золота [3], давали людям несравненно большее, чем преимущества обеспеченной жизни, — они делали своих современников причастниками духовной жизни во Христе и со Христом. Но это отнюдь не означало, что они не ратовали за социальную справедливость там, где было более чем очевидным, что одни слои населения благоденствуют за счет обнищания других. Сейчас, когда не только в нашей стране, но и во всем мире пропасть между богатыми и бедными становится все более глубокой, важно осознавать, как Священное Писание относится к этой проблеме.Апостол Иаков восклицает:Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (Иак. 2, 5).Действительно, хотя среди первых христиан и встречались люди богатые (см.: Мф. 27, 57; Рим. 16, 23), в своем подавляющим большинстве верующие во Иисуса Христа были малообеспеченными людьми. И здесь, слова апостола Иакова: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою, перекликаются с наставлением апостола Павла: Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (1 Кор. 1, 26–28).О богатых сказано в Евангелии: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19, 24). С другой стороны, можно ли спокойно наслаждаться богатством видя, как собратья по вере в Обнищавшего нас ради (см.: 2 Кор. 8, 9) страдают в тисках социальной несправедливости? когда одни люди — бедные — должны в поте лица обеспечивать своим трудом сверхприбыль для других — богатых?А ведь в настоящее время господства транснациональных корпораций не только отдельно взятые мужчины и женщины батрачат на благо шести процентов населения земного шара, но и целые страны вынуждены в ущерб интересам национального предпринимательства работать на транскапитал. При таком соотношении материальных сил и заведомо несправедливом распределении капиталов и ресурсов говорить о справедливой конкуренции достаточно наивно. Транснациональные корпорации уже захватили власть над планетой и рычаги их господства в современном мире — это разные ипостаси пресловутой глобализации, такие как "международный суд", "международный банк" и "международное правительство", ожидающие прихода своего "машиаха" [4].А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? (Иак. 2, 6).Первая часть стиха: А вы презрели бедного — относится прежде всего к неприятию Христа еврейским народом, который в пришествии Мессии ожидал для себя прежде всего преимуществ в земной материальной жизни. Но услышав в проповеди Господа нашего призыв к самоотречению, они ощутили в ней угрозу самому своему существованию.Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Соборное послание апостола Иакова. М., 2000. Т. 2. С. 545. ^Там же. С. 546. ^Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи (Деян. 3, 6). ^Мессии. ^

Часть 1

Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2, 7–10).Эти слова показывают нам, как мы должны относиться к закону Божию и в каком действительном отношении к закону Божию оказывается каждый человек в глазах Божия правосудия: кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.Я думаю, нам трудно представить такого человека, который бы соблюдал весь закон и только в одном чем-нибудь согрешал. Как правило, бывает наоборот: мы нарушаем очень много заповедей закона Божия. Следовательно, виновным в нарушении закона является даже тот человек, который в одном чем-то оказывается не прав по отношению к нему, но старается и исполняет все остальное. Точно так же виновными являются и те, кто нарушает все заповеди Божии! То есть виновными перед лицом Закона являются практически все!Давайте посмотрим, как истолковывает этот текст блаженный Феофилакт Болгарский: Никто из людей не уцелел бы, потому что никто не соблюдает всех заповедей. Но кто соблюл чистоту, тот побеждается иногда гневом; кто творит милостыню, тот нередко имеет зависть. Посему говорится не о том, чтобы вовсе не было недостатков в добродетели, но о любви — что ее не должно совершать с недостатком, с лицеприятием, но всецело [1].Блаженный Феофилакт говорит здесь о том, что человек обычно имеет как грехи, так и добродетели: он может быть, например, милосердным, но жадным. Но достаточно одному греху появиться в нашей жизни — и мы виновны сразу против всего закона!Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона (Иак. 2, 11).В этом смысле, братия и сестры, мы все находимся практически в одинаковом положении по отношению к заповедям Божиим. Мы все виновны, и виновность эта делает нас очень похожими друг на друга. Обычно мы думаем: "Наверное, где-то есть такие особые люди, которые живут в каких-нибудь святых местах — вот они-то не грешат, они не такие, как мы!". Но таких людей нет, братия и сестры! Все мы очень походим друг на друга не только потому, что все мы грешим. Люди потому похожи и потому грешат, что происходим мы все от общих наших прародителей — Адама и Евы. Мы часто вспоминаем с вами про Адама и Еву и, вспоминая про них, еще раз убеждаемся в том, что мы на них очень похожи, и именно поэтому похожи друг на друга.Если же мы будем думать, что где-то есть люди, которые намного лучше нас, то вполне можем впасть в некую иллюзию и даже в бесовское заблуждение. В каком смысле? В том смысле, что у нас появится желание скрывать свою греховность. Мы будем говорить себе: "Есть люди, которые не грешат!" Но про себя-то мы точно знаем, что грешим, а выглядеть очень хотим, как те, которые не грешат! И тогда мы начинаем подражать тем, кого не существует. Но, как мы читали, в нарушении закона виновны все! И когда мы так лицемерим, появляется злость: человек начинает доказывать, что он не грешен; он начинает спорить: дескать, он не грешен. И он начинает презирать грешников, ненавидеть их — таких же, как и он сам!..Но в Нагорной проповеди Господь сказал: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк. 6, 41–42).Наша природа общая — мы все произошли от Адама и Евы. Это значит, что все мы заражены грехом. Священное Писание категорично утверждает: нет праведного ни одного (Рим. 3, 10). И можем ли мы обманывать самих себя? Да, ты не убивал — но ты прелюбодействовал! Да, ты не прелюбодействовал, ты был верен жене — но ты украл! Да, ты не воровал — но ты завидовал! Ты не завидовал — но ты сплетничал! Ты нарушал праздничные дни, ты не почитал родителей!..А мы прочитали только что: если виновен в одном — виновен и во всем. Одну заповедь нарушил — уже согрешил против всего закона! Вот почему христиане не имеют права осуждать друг друга: мы все виновны перед Господом.Вы скажете, что святые были особыми людьми, которые не грешили? Но это не так! Ефрем Сирин, величайший святой нашей Церкви, писал о себе: Я утопаю в грехах, как в болоте. И продолжал: В чем же смысл моего служения? ...Я нашел смысл своего служения перед Богом в том, что, утопая в болоте (в грехах), я кричу другим людям: "Не подходите сюда близко, будете тоже утопать!" [2]Если вы будете читать творения кого бы то ни было из святых отцов, доставшиеся нам как наследие, то обязательно отметите именно этот дух самоуничижения, когда святые называют вещи своими именами. Преподобный Макарий Египетский почитал себя величайшим грешником, эти же мысли и настроения мы можем встретить и у святителя Иоанна Златоуста, и у многих других отцов. Например, святой первоверховный апостол Павел в своих Посланиях открыто говорит об этом же...Для чего мы это говорим? Зачем мы это обсуждаем? Только для того, чтобы, познав свою греховную природу, мы раз и навсегда перестали превозноситься один над другим. Превозношение одного человека над другим бессмысленно! Да, ты в этом праведен, но в том ты согрешил — чем же ты превозносишься? Ты говоришь: "Этот человек нарушил закон Божий", — а чей закон нарушаешь ты, когда грешишь сам?Итак, мы все виновны перед Богом. Может быть, это имел в виду Господь, когда говорил, что горы опустятся, а долины наполнятся [3]?Господь Иисус Христос открыл нам действительное состояние каждого из нас. Когда мы читаем Священное Писание, то видим, что даже святые, даже праведники совершали подчас в своей жизни очень тяжелые грехи... Когда мы читаем жития святых, то тоже убеждаемся в этом. У нас всех одна природа — падшая природа. Но для чего пришел в этот мир Господь Иисус Христос? Именно для того, чтобы эту природу изменить! Как в Адаме мы все с вами умерли, братия и сестры, впадая в разные грехи, — так во Христе мы снова оживаем.Давайте опять прочитаем слова апостола Иакова, чтобы как следует уяснить их себе: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.И далее:ТАк говорите и тАк поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы (Иак. 2, 12).Здесь апостол Иаков научает нас, чтобы мы, христиане, общаясь с другими людьми, не становились в такую позу, как будто мы какие-то "особые". Христиане должны всем говорить так: "Мы — такие же, как вы, и даже, может быть, в чем-то хуже вас. Но мы услышали голос Божий, который позвал нас за собой. Мы услышали призыв Христа, поистине из глубины воззвав к Нему [4], услышали Его зов. Мы — народ, сидящий во тьме [5] — увидели этот свет, который во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5); и мы пошли на этот свет.Кого призывает к Себе Господь? В Евангелии мы читаем, что Он призывает к Себе хромых, слепых, убогих [6]. Господь Иисус Христос Сам говорил о тех, кто первыми войдут в Его Царство: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие (Мф. 21, 31).Итак, мы должны прямо сказать, что мы — такие же люди, как и все. Потому что мы все произошли от Адама и Евы. Все люди! Вы можете поехать в Африку — там люди грешат точно так же, как и здесь; можете поехать в Америку, в другие страны — и там грешат так же...Недавно по радио "Радонеж" была передача: врач-нарколог рассказывала о том, что наркоманы сейчас повсюду. Она говорила, что даже у священников дети бывают наркоманами и часто обращаются к ней за помощью... То есть грех касается всех, нельзя от него спрятаться. Даже находясь близко к пастырю невозможно совершенно спрятаться от греха.Но если мы признАемся, что все виновны перед законом Божиим, это нас примирит. Когда люди находятся в состоянии общей беды, они уже не ищут виноватых — они стремятся к тому, кто может их спасти.Один мужчина приходил ко мне на исповедь и рассказывал о том, что у него были серьезные проблемы, связанные с его легкомысленным поведением: он заболел венерической болезнью. Сначала, когда окружающие подозревали его в этом заболевании, он чувствовал себя крайне неловко, потом лег в больницу. И я спросил у него: "Где вам было лучше?" — "Там, где все больны такой же болезнью!" В больнице он почувствовал себя спокойно, ему не нужно было никому ничего доказывать: там все этим же болеют и там ему было легче! И больные в палате не пытались присматриваться друг ко другу — они только ждали, когда придет врач и начнет лечение.Очень важно, когда мы перестаем искать эти "сучки" в глазах ближнего. Когда мы будем признавать виновными только самих себя, то это будет означать, что мы ведем над собой духовную работу. А тогда действительно могут появиться духовные результаты — результаты нашего исправления.Нам всем, братия и сестры, прежде всего надо запомнить, что самостоятельно человек не может избавиться от своих грехов. Когда апостолы спросили Иисуса Христа, кто может спастись, Он ответил: человекам это невозможно. Действительно, нам это невозможно: мы все больны грехом. Но далее Иисус Христос сказал: ...но не Богу, ибо всё возможно Богу (Мк. 10, 27). Итак, Источник нашего спасения — это Господь Иисус Христос; только Он — наш Спаситель.Сейчас часто слышится одно слово, очень дурное слово, католическая ересь. Это слово — компенсация. В католическом мире существует такое заблуждение: тебя Бог прощает, но ты должен компенсировать своей жизнью те грехи, которые Он тебе простил. Но в Библии прямо сказано, что Господь простил нас совсем не ради тех добрых дел, которые бы мы потом сотворили, обратившись к Нему, а исключительно по Своей милости [7].Господь уже простил нас всех: Он пролил Свою Кровь за грехи всего мира, всего человечества. Он принес полноту спасения даже для тех, которые никогда не воспользуются плодами этого искупления!Но понятие это — компенсация — иногда присутствует и у православных... Человеку на исповеди священник (а через него — Господь) простил грехи, а он говорит: "Дайте мне поклонов побольше, дайте мне епитимью!"... Священник спрашивает: "Зачем?" — "Но мне же надо этот грех как-то искупить?"Братия и сестры! Что мы с вами можем добавить к тому, что сделал Господь Иисус Христос?! Неужели нам не понятно, что за нас заплачена самая дорогая цена — цена Крови Сына Божия?! [8] Какая еще может быть "компенсация" с нашей стороны?! Какими постами, какими молитвами мы сможем что-то добавить к тому, что совершил Господь?! Нет, никакие усилия наши не увенчаются успехом, потому что Христос прямо сказал: человекам это невозможно. Если бы можно было спасаться молитвами и постами, то мы до сих пор жили бы в Ветхом Завете: там и молитвы были, и посты... Однако, еще в Ветхом Завете было сказано, кто спасется, если придет Господь: там только три имени называется! [9] Христос и пришел в этот мир, потому что без Него мы не можем ничего изменить — даже с помощью молитв, даже с помощью постов.Тогда зададим себе вопрос: почему же Православная Церковь поощряет аскетизм? Почему святые отцы призывают поститься и Сам Господь призывал поститься и молиться?Дело в том, что спасение приходит к нам даром. В Священном Писании сказано: чтобы никто не хвалился (Еф. 2, 9) — вот почему даром, по благодати. И уже потом, когда спасение пришло — из любви к Господу за то, что Он с нами сотворил — мы начинаем поститься, совершать дела праведности. Не для того, чтобы что-то прибавить к тому, что делает с нами Господь, спасая нас. Не для того, чтобы что-то прибавить к Его Голгофским страданиям. Но для того только, чтобы засвидетельствовать свою благодарную любовь к Нему.Блж. Феофилакт Болгарский. Благовестник. Т. 2. С. 547. ^Св. Ефрем Сирин. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Т. 1. С. 247. ^И горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны (Мих. 1, 4). ^Из глубины взываю к Тебе, Господи (Пс. 129, 1). ^Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф. 4, 16). ^Зови нищих, увечных, хромых, слепых... (Лк. 14, 13). ^Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3, 5). ^Вы куплены дорогою ценою (1 Кор. 7, 23). ^И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог (Иез. 14, 14). ^

Часть 2

Вспомните евангельский рассказ об исцелении десяти прокаженных: только один исцеленный вернулся к Иисусу Христу, чтобы поблагодарить Его за исцеление! (Лк. 17, 12–19). И вот эта благодарность Спасителю за совершенное чудо исцеления от проказы греха — это и есть Православие.Что такое — Православие? Это значит — правильно славить, прославлять Бога. А ведь согласитесь, что прославляют всегда за что-то? Если какого-то человека прославляют, вы спросите: "А что он такого сделал, за что вы его так прославляете?"...За что же мы прославляем Господа? За все, что имеем в этой жизни; за то чудо, которое Он сотворил с нами, — за наше спасение. А своими грехами мы все пригвождены к древу креста... Образно говоря, все человечество — это только три креста: Господь Иисус Христос, распятый посередине, справа от него — грешники, которые покаялись, а слева — тоже грешники, но которые не покаялись. И вся история человечества — это три креста...Мы должны с вами понять, братия и сестры, что святые люди — это те, которых Иисус Христос очистил от греха, а не те, которые сами себя сделали святыми. Например, преподобная Мария Египетская. В какой момент она стала святой? После того, как много-много лет прожила в пустыне? Нет. Святой она стала уже тогда, когда сила Божия не впустила ее в храм, и она заплакала горькими слезами покаяния. Священник принял ее исповедь, причастил ее Святых Таин, и она приняла эту святость в себя. Она уже не могла жить среди людей, потому что имела единственное желание — благодарить Господа день и ночь! И она ушла в пустыню, чтобы там благодарить Господа своими постами и молитвенными бдениями.Если же мы допустим мысль, что преподобная Мария ушла в пустыню, чтобы там в одиночестве справляться со своими грехами, — этого не может быть: не сможет грешник находиться в пустыне, он убежит оттуда, его демоны прогонят! Заставьте грешника нераскаянного хотя бы два-три часа на всенощной постоять — да он не сможет выстоять, он убежит! Будет крутиться, вертеться, ерзать... Вы наверняка знаете это на примере своих неверующих знакомых, которых иногда удается привести в церковь…Псалмопевец же прямо говорит: Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных (Пс. 1, 5). Не может грешник устоять в собрании праведных и нечестивый — на суде.Итак, братия и сестры, истинный Спаситель всех людей — это Господь. А дела святости — это Православие: то есть правильное прославление Господа за то, что Он с нами сотворил. И если мы твердо знаем это, то всегда сумеем противостать ложному католическому представлению "компенсации". Мы ничего не можем добавить к тому, что Господь сделал с нами — об этом нам надо всегда помнить. И когда апостол Иаков показывает наше действительное состояние (каждого из нас, потому что мы все виновны) мы все молчим. И мы надеемся только на чудо, потому что только Господь может нас изменить; Он может исправить, освятить нас. Потому что святость — это то, что исходит от Единого Святого, то есть от Самого Господа. В Писании сказано: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор. 6, 4).Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом (Иак. 2, 13).Если мы немилостиво относимся к другим людям (хотя теперь это трудно оправдать, ведь мы выяснили, что все мы виновны), то суд над нами тоже будет немилостивый. А милость — она превозносится над судом, и в том числе над судом Божиим. Если мы милостиво, милосердно относимся к каждому человеку, то милость Божия непременно обратится к каждому из нас. И этого мы должны искать, к этому должны стремиться.Следовательно, если вы избавились от какого-то греха, например, от греха пьянства, то не говорите, что вам нарколог помог, не говорите, что вы сами нашли в себе силу воли. Скажите, что это произошло с Божией помощью, и вы будете правы! Если вы избавились от блудных страстей, не говорите, что это вы так хорошо постились, усердно молились и у вас, наконец, получилось. Некоторые люди так молятся, что иногда и в прелесть впадают, в грех осуждения: начинают считать себя праведными и гибнут. Спасает нас только Господь, потому что только Он — Спаситель наш. Если какие-то добрые изменения и происходят в нашей жизни, то это дает нам Господь. Мы с вами уже читали у апостола Иакова: Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак. 1, 17); только Он один может что-то изменить в нас, в каждом из нас. Это надо помнить и этим надо очень-очень дорожить. В противном случае мы будем делить людей на тех, которые преуспели в духовной жизни, и на тех, которые не очень в ней преуспели. Но духовная жизнь — это не занятия физкультурой, где один накачал мускулы, а другой еще не успел. Господь смотрит на наши сердца, ищет проявлений нашей доброй совести, чтобы она откликнулась на Его призыв. А когда мы откликаемся на призыв Бога, Он Сам начинает действовать в нас. И то, что раньше казалось нам невозможным, совершается Господом. Вот почему в Писании сказано: един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5) Своим истинным человечеством, то есть Своим измученным, распятым на кресте телом, Он ходатайствует на небесах как Богочеловек — за каждого из нас. И только в Нем мы можем найти изменение своей природы. Господь Иисус Христос называется вторым Адамом (см.: 1 Кор. 15, 45–47), потому что в Нем начинается новое человечество: человечество, уходящее от греха.Да, мы все виновны. Да, мы все грешны. Но мы видим, как жизнь наша меняется. Мы видим, как многие наши грехи уходят в прошлое. И это творит с нами Господь — Он Сам это делает! А если бы мы остались один на один со своими грехами, то давно бы уже погибли. Многие просто уже умерли бы физически! Но Господь спасает каждого из нас. Некоторые люди задают вопрос: чем же будут заниматься спасенные праведники в вечности? Но даже вечности не хватит на то, чтобы благодарить Господа за Его несказанную милость к нам, грешникам, которых Он извлек из бесконечной пропасти греха! И если Господь сподобит нас блаженной вечности, то мы будем вечно благодарить Его за те великие дары, которых Он нас сподобил.Там мы, конечно, узнаем несравненно больше, чем знаем теперь. Там мы узнаем, сколько раз Господь помогал нам, сколько раз Он исправлял наши стопы, вопреки стремлениям нашей греховной воли. И мы будем воспевать Его чудное имя, будем прославлять Его. Мы — православные христиане. Мы — те, кто правильно славит Господа; кто знает, за что они славят Его. Мы прославляем Его за те чудеса, которые Он сотворил с нами, и сами поражаемся этим чудесам Божиим!Некоторые люди, очищенные Господом от греха, рассказывают: "Сам не знаю, как я бросил пить: если бы не Господь, я бы никогда не смог этого сделать!" Бывший наркоман говорит: "Сам не знаю, как бросил наркотики: это Христос помог мне!"Дело очищения, исправления каждого из нас — это дело всей нашей жизни. И если мы христиане, то это дело будет продолжаться, пока мы живы.А диавол ненавидит нас за то, что мы очищаемся от грехов: ведь для него-то покаяние закрыто! Он завидует нам, он постоянно напоминает нам о наших прошлых грехах. И последний его удар будет направлен на нас тогда, когда мы окажемся на смертном одре: тогда он припомнит нам все наши бывшие грехи и будет повергать нас в отчаяние: "И куда ты собрался с такими грехами? Дорога тебе только одна — прямо в ад!". Он будет делать это для того, чтобы мы прямо на смертном одре впали в уныние и, согрешив унынием — этим смертным грехом, — попали бы прямо к нему. Нет! Мы должны твердо верить в то, что Христос Спаситель избавляет нас от грехов!Недавно ко мне пришел на исповедь один молодой человек. И он открыто, в присутствии окружающих, стал называть такие грехи, что все удивлялись! Он стоял и громко говорил: "У меня был такой грех, такой грех!"... Все говорил и говорил, потом даже улыбка на лице появилась. Улыбка, в которой была радость освобождения от этих грехов! И наши прихожане стыдили его: "Так же неприлично — тебя все слышат!" Мои помощники тоже сказали ему об этом. Но он отвечал: "Я говорю об этих грехах, но грешил ими уже не я — это был другой человек: я был тогда другим!"Вот как мы должны относиться к нашей прежней греховной жизни — как к жизни другого человека! Таинство исповеди называют вторым крещением. А в крещении мы умираем для одной жизни, чтобы ожить для другой. Это и символизирует погружение в воду: умирание для одной жизни и рождение для другой. Так и в исповеди: священник покрывает тебя епитрахилью, ты покрываешься ею словно погребальным саваном — и умираешь для греха. Епитрахиль снимается — саван снимается с тебя, ты воскрес к новой жизни!Поэтому, братия и сестры, какими бы тяжелыми ни были ваши прошлые грехи, кем бы ни были свидетели вашей прежней греховной жизни, как бы язвительно они ни напоминали вам об этих грехах — вы говорите так: "Батюшка простил мне этот грех". Вам возразят: "А кто такой — твой батюшка?". — "А батюшка у нас прощает от имени Иисуса Христа".Сам Господь Иисус Христос дал власть священникам — преемникам святых апостолов — прощать грехи. Ключи Царствия Небесного в руках Церкви. То, что Церковь разрешит на земле — будет разрешено на небе. То, что Церковь свяжет на земле — будет связано и на небесах (см.: Мф. 18, 18). То есть Церковь — это открытая дверь в Царствие Небесное!Когда Господь изгнал из рая Адама и Еву, врата рая затворились и Ангел был поставлен на страже. А сейчас эти врата вновь открыты!Мы с вами пришли в храм... Что такое храм? Это здание? Да, но несравненно больше, чем просто здание. Что такое храм, и где он? На земле? Да, на земле, но и неизмеримо выше, чем на земле! Храм Божий — это и есть преддверие рая, это небо на земле! Каждый православный храм — это и есть то, о чем говорил Господь Иисус Христос и писали пророки: приблизилось Царствие Божие (Мк. 1, 15). Настолько приблизилось, что оно уже на земле. И не просто на земле, а Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).Когда мы причащаемся Тела и Крови Господа Иисуса Христа, Господь Сам входит в нас. Мы исповедуемся, соборуемся, венчаемся... Мы умираем, и нас отпевают... Эта благодатная жизнь Царствия Божия — она уже в нас и вокруг нас, она здесь! В Евангелии сказано: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Кто посреди? Сам Господь! Чего же мы тогда боимся? Боимся своих прежних грехов, которых уже нет — ведь мы их уже исповедали? Боимся будущих? Но если Господь защитит — у нас не будет никаких будущих грехов!Нас с вами больше, чем двое или трое, братия и сестры, значительно больше. Мы говорим о Господе, говорим с упованием, свидетельствуем из слова Его — и мы должны чувствовать Его присутствие! Господь не оставляет нас, прежде всего, Своей милостью, Своей заботой о нас. И нам надо благодарить Его! Как я уже сказал: нам вечности не хватит, чтобы благодарить Его за те великие чудеса, которые Он сотворил с каждым из нас!ЧтО пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? (Иак. 2, 14).Этот текст и ниже, до 26-го стиха, — та часть Библии, которую очень не любят протестанты — люди, которые считают, что мы спасаемся только верой, независимо от дел.Здесь сказано прямо: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Что это за вера в спасение, если человек, осознав себя спасенным, не благодарит Господа за это спасение своей собственной жизнью?Представьте себе, братия и сестры: у вас тяжелая болезнь, например, раковая опухоль. Вы мучаетесь, вам страшно, вы чувствуете приближение агонии и хлад смерти, который неумолимо надвигается на вас. И вдруг появляется врач, который начинает вас лечить. И он избавляет вас от этой болезни — искусный хирург, он вырезает опухоль и вы возвращаетесь домой счастливыми и довольными. Вас спрашивают: "Как имя этого врача, который тебя спас?". А вы говорите: "Да я не знаю его имени, но я ему благодарен". — "А ты хоть отблагодарил этого врача, что-то сделал для него?" — "Да нет... Но ведь операция прошла нормально, все уже позади!"Но так же на самом деле не бывает, братия и сестры! Если человек (человек!) спасает нас от смерти, мы непременно хотим отблагодарить его, мы хотим что-то сделать для него. Мы желаем именно деятельно доказать, как мы ему за это благодарны!Таким должно быть и наше отношение к Богу: если мы верим в то, что Господь — наш Спаситель, то мы должны благодарить Его самою своею жизнью. Вот почему вера не может быть без дел! Ты поверил, что Бог спас тебя? А как ты отблагодарил Его за это спасение? Сумел ли ты Его правильно прославить?Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? (Иак. 2, 15–16).Как мы уже неоднократно с вами говорили, Господь Иисус Христос предоставляет нам уникальную возможность: служа каждому человеку, служить непосредственно Ему Самому. Что это значит?Если мы хотим отблагодарить Господа за то, что Он сделал для нас, мы должны делать добро другим людям! Помните притчу о владыке, который простил долги своему должнику (см.: Мф. 18, 23–35)? И как поступил этот прощенный? Ему простили его долг, а он нашел своего должника, стал его трясти и требовать от него возврата долга; и даже в тюрьму его бросил, потому что тот не мог заплатить. И когда владыка узнал, как поступил этот прощенный им человек, он наказал его!Да, Господь нас простил, но это значит, что и мы должны простить каждого человека. Ибо мера того, как мы относимся к другим — это мера того, как и Господь отнесется к каждому из нас [1]. Это очень важно помнить. Если ты видишь, что человек плохо одет, у него нет хорошей одежды, — а разве твоя душа не была нагой, когда на исповеди ты каялся и не нашел в себе ни одного доброго дела?.. Как Адам в раю, стоял ты тогда и не знал куда спрятаться, и стыдно было тебе стоять перед батюшкой, но еще страшнее — перед Богом!.. Но тебя простил священник от лица Бога, облек тебя в одежды праведности. Так почему же ты не помогаешь бедному человеку, у которого нет хорошей одежды? Ведь это Господь есть Тот, Кто посылает нам заработки. Почему же мы не помогаем тем, кому можем помочь, обеспечив их работой и заработком?Братия и сестры, мы должны возвращать свои долги — долги Богу — помогая другим людям. И что бы мы ни сделали, мы все равно никогда не вернем всех долгов — мы всегда будем оставаться должниками Бога, как бы много ни трудились! Но пусть смерть застанет нас в таком состоянии, когда мы постоянно помогаем другим. Это очень важно — умереть на поприще благотворительности и милосердия, на поприще возвращения Богу Его достояния. Это крайне важно!Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2). ^

Часть 3

А мы часто говорим этим нищим, этим нуждающимся людям: "Иди с миром! У меня своих проблем хватает...". Каких проблем у тебя хватает?! Будешь так ходить нагло и гордо — скоро действительно узнаешь такие проблемы, что сам пойдешь побираться! Потому что Бог — ревнив, как тот владыка, который велел вернуть прощенного им лукавого заимодавца и наказал его, страшно наказал!Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 17–19).Многие люди говорят о себе: "Я верую, я верую... Мы верующие..."Сейчас вообще очень модно говорить, что человек — верующий. Если по телевизору, например, какого-нибудь политика показывают, то всегда спросят у него: "А вы верующий или нет?". И если он скажет: "Да, я верующий!" — то и ведущий как-то сразу оживляется и разговор как-то живее становится... Но веру надо еще доказать, веру надо засвидетельствовать.Например, человек лежал в больнице с тяжелым заболеванием (допустим, тот же самый рак), потом вышел из больницы и говорит: "Я здоров!". — "А в чем твое здоровье заключается? В том, что ты просто говоришь об этом? Но ведь ты опять можешь вернуться в ту же больницу через месяц, через два?".. По-настоящему здоров лишь тот, кто избавился от болезни навсегда! Так же и подлинно верующий: это человек, который может засвидетельствовать окружающим то, что Господь сотворил с ним.Поэтому, если человек говорит: "Я верующий", — это не должно означать, что он просто разделяет какую-то концепцию. Истинный верующий — не тот, кто поверил в Бога — в то, что Бог есть, — а тот, кто поверил Богу! Поверить Богу — значит, каждое слово Его принять как заповедь для исполнения. А в то, что Бог есть, — в это многие верят, большинство людей. Апостол Иаков говорит: и бесы веруют и трепещут. И чем такие "верующие" люди отличаются от бесов? Они только и говорят языком: "Я верю, я верю...", — а живут по-прежнему в грехах. Они даже хуже бесов: ведь бесы не просто верят, но и трепещут! А эти люди говорят: "Мы верующие", — ничего не меняя в своей греховной жизни. Свою веру в Бога, свое христианство надо засвидетельствовать жизнью: добрыми делами, добрым отношением к ближним.Особенно грешат против этого текста из Библии протестанты. Они говорят: "Достаточно веровать — и ты спасешься!" Если следовать их логике, то и бесы все спасутся — ведь они веруют и трепещут! Но вера сама по себе не может спасти человека. Необходимо еще и исполнение заповедей Божиих: вера не в Бога — что Он есть, а вера Богу — полное доверие Ему, доверие каждому Его слову, каждой Его заповеди.Вера в Бога — это признание только Его закона и никакого другого! Закон Божий должен быть для нас превыше всего! И мы должны искать такой живой веры. Не бесовской — мертвой, без добрых дел, без конкретного результата.А мир требует от нас как раз веры бесовской. Да, братия и сестры, мир требует от нас бесовской веры! Разные, постоянно сменяющие друг друга, правители говорят нам: "Вы веруйте, только в современную жизнь не вмешивайтесь! Церковь не должны вмешиваться в жизнь государства..."Как это понять, что мы не должны вмешиваться? Мы не должны вмешиваться, когда убивают невинных людей?! Мы не должны вмешиваться, когда наркотики распространяют уже в школах?! Если мы не будем вмешиваться, то будем подобны бесам, которые радуются гибели людей! Нет, мы будем вмешиваться! Это наше отечество, наша земля — мы обязаны вмешиваться!А нас приучают к вере бесовской: "Хорошо, веруйте, что Бог есть; ходите в храм, собирайтесь у себя в храме..."Но нам этого мало! Церковь должна идти в воинские части, в армейские казармы и там проповедовать слово Божие... Церковь должна идти в институты, университеты, школы... Мы хотим, чтобы все государство стало православным! Поэтому мы всегда будем отстаивать позицию деятельного христианства.Нам часто говорят: "Не вмешивайтесь в наши дела, это уже политика...". Но мы не признаем никакой их политики! Для нас есть только власть Бога: та власть, которая солнце и звезды держит над землей, которая дыхание жизни держит в каждом из нас! Мы признаем только власть Бога, которая управляет биением нашего сердца, жизнью каждого человека на земле! Только Господь есть Альфа и Омега, Начало и Конец.А они хотят, чтобы у нас была вера бесовская: чтобы в стране было так, как они хотят, а мы чтобы молились и ни во что не вмешивались. Правда, при этом чтобы еще и налоги платили.Братия и сестры, мы с вами должны деятельно свидетельствовать о Христе там, где каждый из нас находится. Ведь не случайно апостол Павел учит: Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор. 7, 20). То есть, если ты уверовал в Господа, например, будучи военным, — оставайся военным. Церкви нужны православные воины — надо же будет когда-то порядок наводить в стране! Ты призван как преподаватель? Оставайся православным педагогом, учи детей основам веры, Закону Божию! Ты призван как врач? Всегда лучше лечиться у верующего врача, чем непонятно у какого! Ты призван Господом к служению Церкви, ты хочешь стать священником? Будь настоящим священником: говори не то, чего от тебя ждут, проповедуй людям не то, что ты сам придумал, но то, что написано в Священном Писании, чему учат слово Божие, святые отцы!То есть каждый должен оставаться в том звании, в каком призван. Та социальная ниша, которую занимает каждый из нас, должна нами освящаться. Если ты муж, глава жены, глава семьи — заботься от своей семье! Если ты работаешь у станка — трудись у станка! Если Церковь призовет тебя на другое служение — иди на другое служение! Нет никакого плохого труда, если только этот труд честный и не нарушает заповедей Божиих.Я вспоминаю свои юные годы, когда после 8-го класса я пошел работать на завод. У меня была такая интересная работа: я надевал противогаз, потом залезал в металлический котел, где перемешивали смолы, а затем их сливали. На металлических стенках котла смола засыхала, и ее надо было сбивать острым инструментом. И я находился в этом котле и сбивал остатки смолы до тех пор, пока можно было дышать. После работы я шел в душ, смывал с себя всю грязь, всю копоть и химию, надевал чистую одежду, выходил с завода и чувствовал себя счастливым человеком!Любой труд, братия и сестры, каким бы тяжелым он ни был, если мы делаем его ради людей, ради заработка — чтобы поддерживать своих родных и близких, — это благословение Божие. Хотя я был тогда молодым, все равно испытывал после работы чувство исполненного религиозного долга. Я даже хотел всю жизнь работать на заводе! Помешала этому только смерть моей бабушки: перед смертью она сказала, что хочет видеть меня священником. И я исполнил ее волю.Очень важно, когда мы с чувством долга относимся к любому делу, которое нам поручается, когда исполняем это дело во имя Божие, как и сказано у апостола Павла: И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа (Кол. 3, 17).Вот что означает иметь веру вместе с делами — это когда каждому делу мы придаем религиозное значение. Вот почему государство должно быть именно религиозным: потому что нет таких сфер общественной жизни, которые не регулировались бы Божественными заповедями.Когда же у нас говорят, что Церковь отделена от государства, то насаждают веру бесовскую. Ведь что такое государство? Это тело. Это мы с вами, братия и сестры, каждый из нас. А что значит, если Церковь отделена от государства? Значит, государственное тело осталось без души, потому что душа нашего Российского государства — это Православие! А мы знаем, что происходит с телом, из которого вышла душа: оно гниет, разлагается.И мы наблюдаем за тем, как эти безумцы, эти нигилисты, которые не могут остановить наркоманию, говорят с экранов телевизора: "Мы уже проиграли!" Они не могут остановить преступность и говорят: "Мы и тут проиграли!" У них повсюду коррупция: те, кто первыми должны соблюдать законы, первыми же их нарушают!Недавно по телевизору было сообщение о том, что задержали огромную банду преступников. Вся эта банда состояла из работников милиции! Все они были киллерами: за деньги убивали людей. Мы постоянно слышим о таких преступлениях, братия и сестры...Итак, этот бесовский путь — путь секуляризации общества, отрыва религии от народа, Церкви от государства. Это та вера, которая нам не нужна. Это бесовский путь в никуда. Мы должны наполнить наше государство именно религиозным содержанием. Мы с вами, по слову Господню, есть та соль, которая должна все осолять, то есть все сохранять от гниения и разложения [1].Прочитаем снова:Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19).И далее сказано:Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 20–26).Здесь святой апостол Иаков приводит нам примеры: пример праведного Авраама, пример Раав. Эти примеры достойны подражания, потому что эти люди не просто проявляли веру, но ради нее были готовы изменить все и в семейной жизни (праведный Авраам возлагает на жертвенник своего единственного сына Исаака), и в личной (Раав, вопреки естественной привязанности к своим согражданам, впускает соглядатаев в Иерихон).Мы должны раз и навсегда запомнить, что люди становятся святыми тогда, когда, очищенные Господом, очищенные этим даром веры, в благодарность Творцу своему меняют всю жизнь — и личную жизнь, и ту жизнь, которая их окружает. Вот тогда, братия и сестры, мы будем идти не путем бесовской мертвой веры, не путем этой секуляризации, обмирщения современной жизни, а путем, предначертанным Богом.О чем мы просим Господа в молитве "Отче наш"? — "Да приидет Царствие Твое... яко на Небеси и на земли". То есть мы хотим, чтобы рано или поздно Божественный порядок был бы один повсюду — как на небе, так и на земле. И вот это Царствие Божие, власть Бога — это то совершенство, которое изменит и землю, и небо.Священное Писание свидетельствует нам о том, что тот день придет — и будет тогда новое небо и новая земля (см.: Откр. 21, 1). А новое человечество — оно рождается уже сейчас. Каждый день. В каждом православном храме. В каждой православной епархии. Это и есть то новое человечество, которое будет жить под новым небом и на новой земле. Это и есть Царствие Божие на земле — каждый православный христианин!Заканчивается церковная служба, и вы возвращаетесь из храма по своим домам. Но каждый из вас несет частичку Царствия Божия — своим семьям, своим близким. Они это не сразу заметят, они к этому, может быть, неправильно отнесутся. Они, может быть, не поймут этого при вашей жизни. Но верьте: соль всегда осоляет. Ваше влияние на них постоянно будет расти!Сколько мне приходилось встречать людей, которые приходили каяться и говорили: "Меня учила бабушка, но только после ее смерти я поняла, что она была права!"... Да я сам о себе могу засвидетельствовать: самой заветной мечтой у моей бабушки было увидеть, как я служу в храме священником. Но она не дожила даже до того момента, как я стал диаконом.Может быть, при своей жизни мы и не увидим духовных результатов у наших детей, внуков и правнуков. Но соль всегда осоляет! Распространяйте Царствие Божие вокруг себя, распространяйте этот мир Христов! Творите добро с благодарностью ко Господу за те великие дела, которые Он сотворил с нами.Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5, 13). ^

Беседа пятаяА мы часто говорим этим нищим, этим нуждающимся людям: "Иди с миром! У меня своих проблем хватает...". Каких проблем у тебя хватает?! Будешь так ходить нагло и гордо — скоро действительно узнаешь такие проблемы, что сам пойдешь побираться! Потому что Бог — ревнив, как тот владыка, который велел вернуть прощенного им лукавого заимодавца и наказал его, страшно наказал!Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 17–19).Многие люди говорят о себе: "Я верую, я верую... Мы верующие..."Сейчас вообще очень модно говорить, что человек — верующий. Если по телевизору, например, какого-нибудь политика показывают, то всегда спросят у него: "А вы верующий или нет?". И если он скажет: "Да, я верующий!" — то и ведущий как-то сразу оживляется и разговор как-то живее становится... Но веру надо еще доказать, веру надо засвидетельствовать.Например, человек лежал в больнице с тяжелым заболеванием (допустим, тот же самый рак), потом вышел из больницы и говорит: "Я здоров!". — "А в чем твое здоровье заключается? В том, что ты просто говоришь об этом? Но ведь ты опять можешь вернуться в ту же больницу через месяц, через два?".. По-настоящему здоров лишь тот, кто избавился от болезни навсегда! Так же и подлинно верующий: это человек, который может засвидетельствовать окружающим то, что Господь сотворил с ним.Поэтому, если человек говорит: "Я верующий", — это не должно означать, что он просто разделяет какую-то концепцию. Истинный верующий — не тот, кто поверил в Бога — в то, что Бог есть, — а тот, кто поверил Богу! Поверить Богу — значит, каждое слово Его принять как заповедь для исполнения. А в то, что Бог есть, — в это многие верят, большинство людей. Апостол Иаков говорит: и бесы веруют и трепещут. И чем такие "верующие" люди отличаются от бесов? Они только и говорят языком: "Я верю, я верю...", — а живут по-прежнему в грехах. Они даже хуже бесов: ведь бесы не просто верят, но и трепещут! А эти люди говорят: "Мы верующие", — ничего не меняя в своей греховной жизни. Свою веру в Бога, свое христианство надо засвидетельствовать жизнью: добрыми делами, добрым отношением к ближним.Особенно грешат против этого текста из Библии протестанты. Они говорят: "Достаточно веровать — и ты спасешься!" Если следовать их логике, то и бесы все спасутся — ведь они веруют и трепещут! Но вера сама по себе не может спасти человека. Необходимо еще и исполнение заповедей Божиих: вера не в Бога — что Он есть, а вера Богу — полное доверие Ему, доверие каждому Его слову, каждой Его заповеди.Вера в Бога — это признание только Его закона и никакого другого! Закон Божий должен быть для нас превыше всего! И мы должны искать такой живой веры. Не бесовской — мертвой, без добрых дел, без конкретного результата.А мир требует от нас как раз веры бесовской. Да, братия и сестры, мир требует от нас бесовской веры! Разные, постоянно сменяющие друг друга, правители говорят нам: "Вы веруйте, только в современную жизнь не вмешивайтесь! Церковь не должны вмешиваться в жизнь государства..."Как это понять, что мы не должны вмешиваться? Мы не должны вмешиваться, когда убивают невинных людей?! Мы не должны вмешиваться, когда наркотики распространяют уже в школах?! Если мы не будем вмешиваться, то будем подобны бесам, которые радуются гибели людей! Нет, мы будем вмешиваться! Это наше отечество, наша земля — мы обязаны вмешиваться!А нас приучают к вере бесовской: "Хорошо, веруйте, что Бог есть; ходите в храм, собирайтесь у себя в храме..."Но нам этого мало! Церковь должна идти в воинские части, в армейские казармы и там проповедовать слово Божие... Церковь должна идти в институты, университеты, школы... Мы хотим, чтобы все государство стало православным! Поэтому мы всегда будем отстаивать позицию деятельного христианства.Нам часто говорят: "Не вмешивайтесь в наши дела, это уже политика...". Но мы не признаем никакой их политики! Для нас есть только власть Бога: та власть, которая солнце и звезды держит над землей, которая дыхание жизни держит в каждом из нас! Мы признаем только власть Бога, которая управляет биением нашего сердца, жизнью каждого человека на земле! Только Господь есть Альфа и Омега, Начало и Конец.А они хотят, чтобы у нас была вера бесовская: чтобы в стране было так, как они хотят, а мы чтобы молились и ни во что не вмешивались. Правда, при этом чтобы еще и налоги платили.Братия и сестры, мы с вами должны деятельно свидетельствовать о Христе там, где каждый из нас находится. Ведь не случайно апостол Павел учит: Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор. 7, 20). То есть, если ты уверовал в Господа, например, будучи военным, — оставайся военным. Церкви нужны православные воины — надо же будет когда-то порядок наводить в стране! Ты призван как преподаватель? Оставайся православным педагогом, учи детей основам веры, Закону Божию! Ты призван как врач? Всегда лучше лечиться у верующего врача, чем непонятно у какого! Ты призван Господом к служению Церкви, ты хочешь стать священником? Будь настоящим священником: говори не то, чего от тебя ждут, проповедуй людям не то, что ты сам придумал, но то, что написано в Священном Писании, чему учат слово Божие, святые отцы!То есть каждый должен оставаться в том звании, в каком призван. Та социальная ниша, которую занимает каждый из нас, должна нами освящаться. Если ты муж, глава жены, глава семьи — заботься от своей семье! Если ты работаешь у станка — трудись у станка! Если Церковь призовет тебя на другое служение — иди на другое служение! Нет никакого плохого труда, если только этот труд честный и не нарушает заповедей Божиих.Я вспоминаю свои юные годы, когда после 8-го класса я пошел работать на завод. У меня была такая интересная работа: я надевал противогаз, потом залезал в металлический котел, где перемешивали смолы, а затем их сливали. На металлических стенках котла смола засыхала, и ее надо было сбивать острым инструментом. И я находился в этом котле и сбивал остатки смолы до тех пор, пока можно было дышать. После работы я шел в душ, смывал с себя всю грязь, всю копоть и химию, надевал чистую одежду, выходил с завода и чувствовал себя счастливым человеком!Любой труд, братия и сестры, каким бы тяжелым он ни был, если мы делаем его ради людей, ради заработка — чтобы поддерживать своих родных и близких, — это благословение Божие. Хотя я был тогда молодым, все равно испытывал после работы чувство исполненного религиозного долга. Я даже хотел всю жизнь работать на заводе! Помешала этому только смерть моей бабушки: перед смертью она сказала, что хочет видеть меня священником. И я исполнил ее волю.Очень важно, когда мы с чувством долга относимся к любому делу, которое нам поручается, когда исполняем это дело во имя Божие, как и сказано у апостола Павла: И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа (Кол. 3, 17).Вот что означает иметь веру вместе с делами — это когда каждому делу мы придаем религиозное значение. Вот почему государство должно быть именно религиозным: потому что нет таких сфер общественной жизни, которые не регулировались бы Божественными заповедями.Когда же у нас говорят, что Церковь отделена от государства, то насаждают веру бесовскую. Ведь что такое государство? Это тело. Это мы с вами, братия и сестры, каждый из нас. А что значит, если Церковь отделена от государства? Значит, государственное тело осталось без души, потому что душа нашего Российского государства — это Православие! А мы знаем, что происходит с телом, из которого вышла душа: оно гниет, разлагается.И мы наблюдаем за тем, как эти безумцы, эти нигилисты, которые не могут остановить наркоманию, говорят с экранов телевизора: "Мы уже проиграли!" Они не могут остановить преступность и говорят: "Мы и тут проиграли!" У них повсюду коррупция: те, кто первыми должны соблюдать законы, первыми же их нарушают!Недавно по телевизору было сообщение о том, что задержали огромную банду преступников. Вся эта банда состояла из работников милиции! Все они были киллерами: за деньги убивали людей. Мы постоянно слышим о таких преступлениях, братия и сестры...Итак, этот бесовский путь — путь секуляризации общества, отрыва религии от народа, Церкви от государства. Это та вера, которая нам не нужна. Это бесовский путь в никуда. Мы должны наполнить наше государство именно религиозным содержанием. Мы с вами, по слову Господню, есть та соль, которая должна все осолять, то есть все сохранять от гниения и разложения [1].Прочитаем снова:Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19).И далее сказано:Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 20–26).Здесь святой апостол Иаков приводит нам примеры: пример праведного Авраама, пример Раав. Эти примеры достойны подражания, потому что эти люди не просто проявляли веру, но ради нее были готовы изменить все и в семейной жизни (праведный Авраам возлагает на жертвенник своего единственного сына Исаака), и в личной (Раав, вопреки естественной привязанности к своим согражданам, впускает соглядатаев в Иерихон).Мы должны раз и навсегда запомнить, что люди становятся святыми тогда, когда, очищенные Господом, очищенные этим даром веры, в благодарность Творцу своему меняют всю жизнь — и личную жизнь, и ту жизнь, которая их окружает. Вот тогда, братия и сестры, мы будем идти не путем бесовской мертвой веры, не путем этой секуляризации, обмирщения современной жизни, а путем, предначертанным Богом.О чем мы просим Господа в молитве "Отче наш"? — "Да приидет Царствие Твое... яко на Небеси и на земли". То есть мы хотим, чтобы рано или поздно Божественный порядок был бы один повсюду — как на небе, так и на земле. И вот это Царствие Божие, власть Бога — это то совершенство, которое изменит и землю, и небо.Священное Писание свидетельствует нам о том, что тот день придет — и будет тогда новое небо и новая земля (см.: Откр. 21, 1). А новое человечество — оно рождается уже сейчас. Каждый день. В каждом православном храме. В каждой православной епархии. Это и есть то новое человечество, которое будет жить под новым небом и на новой земле. Это и есть Царствие Божие на земле — каждый православный христианин!Заканчивается церковная служба, и вы возвращаетесь из храма по своим домам. Но каждый из вас несет частичку Царствия Божия — своим семьям, своим близким. Они это не сразу заметят, они к этому, может быть, неправильно отнесутся. Они, может быть, не поймут этого при вашей жизни. Но верьте: соль всегда осоляет. Ваше влияние на них постоянно будет расти!Сколько мне приходилось встречать людей, которые приходили каяться и говорили: "Меня учила бабушка, но только после ее смерти я поняла, что она была права!"... Да я сам о себе могу засвидетельствовать: самой заветной мечтой у моей бабушки было увидеть, как я служу в храме священником. Но она не дожила даже до того момента, как я стал диаконом.Может быть, при своей жизни мы и не увидим духовных результатов у наших детей, внуков и правнуков. Но соль всегда осоляет! Распространяйте Царствие Божие вокруг себя, распространяйте этот мир Христов! Творите добро с благодарностью ко Господу за те великие дела, которые Он сотворил с нами.Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5, 13). ^Часть 1Часть 1Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3, 1–2).В самом начале третьей главы Соборного послания апостол Иаков говорит о том, что когда люди становятся учителями (даже если это происходит по воле Божией, по воле Церкви), они подвергаются большему осуждению, чем просто люди, живущие в миру.Почему это так? Потому что учитель всегда на виду, к нему часто бывает приковано внимание. У людей обычно завышено представление об учителях, о наставниках. И чтобы рассеять такие заблуждения, апостол Иаков говорит: ибо все мы много согрешаем. Здесь он говорит как апостол, от лица других учителей.Братия и сестры, никогда не верьте в безгрешных учителей! Безгрешные учителя — это из области буддизма: буддисты говорят, что где-то в горах есть какие-то "махатмы"; однако, как выясняется на самом деле, это просто демоны, бесы. Любой же человек, на какую бы высоту иерархического, священнического служения он ни поднялся, всегда будет оставаться только человеком. И вместе с апостолом Иаковом каждый из нас может сказать: ибо все мы много согрешаем.Истинное христианство заключается в том, чтобы называть вещи своими именами. Да, мы все много согрешаем! Но в том-то и сила нашей религии, что мы не обманываем сами себя. Ведь Господь Иисус Христос и пришел к нам, потому что все мы много согрешаем. Если бы мы были праведными, Ему не надо было бы приходить на землю. Однако праведных нет — есть выдуманные сказки о том, что бывают какие-то особые люди. Апостол Иаков говорит: все мы много согрешаем.И далее он желает подсказать, как нам избавиться от своих грехов: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.Этими словами апостол Иаков говорит нам о том, как лучше всего начать борьбу с грехами: сначала нам нужно обуздать свой язык. Нам надо научиться контролировать свою речь: что мы говорим, как мы говорим. И язык — это ведь не только речь, это еще и мысли, помыслы, прилоги, которые наполняют наше сознание и нашу душу.В первом стихе этой главы апостол Иаков говорит об учителях: не многие делайтесь учителями. Давайте зададим себе этот вопрос: кто может быть учителем среди народа Божия? Кто вообще имеет право учить? В каком случае один человек может учить другого человека? Кто наши учителя?В Священном Писании говорится о том, что первыми нашими учителями являются наши с вами родители, братья и сестры. Посмотрите, что написано во Второзаконии: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих (Втор. 6, 4–9).Этими словами боговидец Моисей учит нас, что основы веры мы должны передавать нашим детям. Основы веры, которые получили некогда израильтяне, — это вера в то, что есть единый Бог и Его надо возлюбить всем сердцем и всею душою. Через Моисея говорит Господь: и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая.Итак, родители призваны к тому, чтобы наставлять своих детей в начатках веры: в тех фундаментальных основах Православия, без которых человек не может существовать. И в наше время такой фундаментальной основой нашей веры является вера в то, что есть единый Бог — Святая Троица, Единосущная и Нераздельная. Это и вера во власть Святой Церкви. Церковь наделена властью от Бога — универсальной властью; эту власть никто не может у нее отнять — ни коммунисты, ни демократы, никто! Права Церкви безусловны.Сейчас мы слышим, что на права Церкви покушаются даже монархисты. Но Церковь — это Царство Божие, об этом мы должны помнить. Мы с вами, братия и сестры, не имеем права принимать никаких идеологий — ни демократию, ни коммунизм, ни нацизм. Нам не нужно даже и монархии, если она будет без Православия. Когда нам предлагают монархию, но не на основах Православия, а на каких-то других идеях — конституционного гуманизма и т.п., — это всего лишь очередная ловушка для православных, направленная на то, чтобы их погубить.Итак, мы с вами определились, что учителями могут быть родители. И многие из нас были научены своими родителями, дедами и прадедами, бабушками и прабабушками. Кто еще имеет право учить? Нам важно это понять, потому что у апостола сказано: не многие делайтесь учителями.Учить народ обязаны священники Божии. Во Второзаконии мы читаем: Смотри... тщательно соблюдай и исполняй весь [закон], которому научат вас священники левиты; тщательно исполняйте, что я повелел им (Втор. 24, 8).Этот порядок не должен нарушаться: Бог дает откровение Своим священникам, а священники — народу. Помните, как произошло чудесное насыщение хлебами? Господь дал хлебы апостолам, а те раздали всему народу (см.: Мф. 14, 19). Этот порядок не может быть нарушен — это жесткий иерархический порядок. Священники обладают властью учить, а народ должен тщательно исполнять все, что они говорят.В Священном Писании сказано, что от уст пастыря, от уст священника люди ожидают наставления в заповедях Божиих: Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа (Мал. 2, 7). И очень плохо, когда священники, особенно молодые, вместо того чтобы говорить о заповедях Бога, иногда уходят в политику и ведут разговор о разных пустых вещах.Поскольку так сказано в Писании, то народ Божий имеет право требовать, чтобы пастырь излагал волю Бога. Поэтому пастырям надо подтянуться: мы всегда должны помнить о том, что мы, пастыри, священники, поставлены для того, чтобы учить народ, учительно наставлять его в истинной вере.В Священном Писании говорится о том, что пророки Божии тоже являются учителями и наставниками в вере. В Книге пророка Иеремии сказано: Они оборотились ко Мне спиною, а не лицем; и когда Я учил их, с раннего утра учил, они не хотели принять наставления (Иер. 32, 33). Здесь пророк Иеремия сетует на то, что его пророческие наставления, пророческие уроки не были восприняты этими странными учениками — его современниками, которые не хотели слушать поучений пророка Божия.В Священном Писании сказано, что многие люди находят себе учителей и наставников по сердцу, чтобы наставники льстили им. Вот и я всю неделю болел и искал себе наставников, которые бы мне объяснили, что у меня там происходит внутри. Ко мне приходили врачи, медсестра, знакомый батюшка, который разбирается во многих болезнях. У меня были проблемы, и я искал себе наставников, которые могли бы их разрешить. Но, разумеется, проблемы здоровья и спасение души — это совершенно разные вещи! Поэтому, конечно, мы всегда найдем себе наставника, который научит нас водить машину, если нам нужно сдавать экзамены на водительские права; мы можем найти себе и наставника, который научит нас, как правильно заботиться о своем здоровье, как правильно пеленать маленьких детей (это тоже очень важно: когда в семье новорожденный, многие не знают, что с ним делать; не умеют его пеленать, ухаживать за ним и кто-то должен обязательно объяснить). Но самое главное наставление для человека — это наставление в вере, когда мы учимся познавать волю Творца.Братия и сестры, мы имеем великое счастье быть избранниками Божиими: мы — православные христиане! Православных христиан не так много в России, как может показаться. Мы можем ходить в храм Божий, слушать духовные наставления, читать святых отцов. Мы слышим Святое Евангелие, когда оно читается во время Божественной литургии, а святые отцы говорят, что когда мы своими ушами слышим Евангелие, читаемое во время Божественной литургии, — мы слышим голос Самого Иисуса Христа! Поэтому, прежде всего, давайте искать себе наставления в вере, как и сказано в Евангелии: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (сдать на права, разобраться со здоровьем, научиться пеленать ребенка) приложится вам (Мф. 6, 33). Это слова Самого Господа!Пророческое служение существует в Церкви до сих пор. Надо сказать, что ни одно из древних служений не оставило народ Божий. Пророческое служение в Церкви — это служение предостережения, когда Святейший Патриарх или епископы, или священники предостерегают народ о грядущих опасностях. Это и есть действенное пророческое служение, которое живет в Церкви и не прекращается.К пророку Иеремии поворачивались спиной: современники не хотели слушать его наставлений и поучений. И сейчас многие говорят: "Зачем нам эти поучения, эти наставления? Мы как-нибудь сами разберемся!" Но человеку очень трудно во всем разобраться самостоятельно — практически невозможно. Поэтому в Книге Иисуса, сына Сирахова, сказано: Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя. Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его. Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твое сердце, и желание премудрости дастся тебе (Сир. 6, 35–37). Итак, среди народа Божия имеют право учить: родители, воспитывая своих детей, священники, пророки, проповедники.Проповедническое служение не обязательно связано со священническим служением. Мы знаем, что святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, была истинным проповедником; причем проповедницей-женщиной, девицей, которая пришла в Иверию и проповедью о Христе обратила целый народ в Православие. В Армении также юные девы проповедовали Евангелие и своей проповедью обращали язычников. И тут возникает закономерный вопрос: ведь учить в Церкви могут только пастыри — те люди, которые имеют на то особое благословение... Какую же проповедь могут нести миряне — например, женщины и даже дети?Миряне действительно не имеют права проповедовать и учить в церковном смысле этого слова. Но миряне могут свидетельствовать о том, что Господь сотворил с ними: они могут рассказывать о том, что Господь совершил в их жизни. Они являются очевидцами тех великих духовных перемен, которые произошли в их бытии. И святая равноапостольная Нина свидетельствовала о том, как она возлюбила Господа и как Господь изменил ее сердце. И те девы, которые проповедовали в древней Армении, они тоже свидетельствовали о том, как Господь сотворил великое чудо их обращения ко Христу. И каждый из нас, братия и сестры, может свидетельствовать, прежде всего, добрыми делами, рассказывая о великих духовных переменах, которые произошли в нашей жизни.Это надо всегда помнить: мирянин не может выносить какие-то суждения от лица Церкви, но если он хочет, чтобы его свидетельство о Христе принесло духовные результаты, — он должен говорить о том, что произошло с ним самим: что он слышал своими ушами и видел своими глазами. В этом случае ваше свидетельство принесет большие духовные плоды.Я вспоминаю женщину, которая спутала служение мирянина — свидетельство о том, что Господь с ней сотворил, — с пророческим служением. Приехал я как-то в одну деревню, а мне говорят: "У нас тут бабушка есть — она так хорошо всех учит. Сходи, Олег, посмотри!". На месте я увидел такую картину: бабушка появлялась среди отдыхающей там молодежи и восклицала: "Если вы не прекратите эту музыку, то немедленно все провалитесь! Вы все ослепнете!". Она говорила, как древние пророки: выносила такие суровые приговоры этим молодым людям, что мне стало страшно не только за них, но и за себя. Я тоже тогда был молод, находился рядом с ними и тоже слышал эту музыку!Нет, братия и сестры, мы не можем проклинать людей, не можем выносить им приговоры! У нас нет таких полномочий. Мы не можем говорить: "ты провалишься!", "ты заболеешь и умрешь!". Нам не дано такой власти, и, прежде всего, такой властью не обладают миряне.Поэтому, когда вы хотите обратить людей к Богу, рассказывайте о тех духовных переменах, которые произошли в вашей жизни, когда вы стали православными. Может быть, вы расскажете очень мало, но поскольку вы будете говорить как свидетель, как очевидец того, что с вами случилось, — это будет воспринято как подлинное свидетельство. Тогда ваше научение, ваше наставление принесет духовные плоды.В Священном Писании говорится о том, что очень важно иметь учителей, которые истолковывают нам слово Божие. В книге пророка Неемии читаем: Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное (Неем. 8, 7–8).Прежде всего, учителями в Церкви являются епископы. В Первом послании апостола Павла к Тимофею говорится: Но епископ должен быть непорочен... трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен (1 Тим. 3, 2). Любой священник является проповедником, но священники и диаконы проповедуют от лица епископа и по его благословению. Поэтому миряне тоже должны испрашивать благословения у священника для того, чтобы более успешно наставлять и учить своих детей — собственных и крестных, являя им наглядные примеры великих чудес и духовных преобразований, которые Господь совершил в их жизни и в их душах.Не каждый может стать епископом или священником, не каждый может быть пророком, проповедником, хорошим родителем. Поэтому апостол Иаков говорит: не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся из-за этого большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.А далее читаем:Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их (Иак. 3, 3).Апостол Иаков снова предлагает нам пример. Представьте себе коня: человек оседлал его, но как им управлять? Надо иметь железные удила, которые влагаются в рот коню. Апостол Иаков говорит здесь, что если мы хотим изменить свою жизнь, то должны обратить внимание на свой язык — на то, что мы говорим. Как совершается большинство грехов и преступлений? Сначала — слова, разговор, а потом — преступление. Вспомните, как Каин убил Авеля? Он сказал своему брату: "Пойдем в поле" [1]. То есть сначала язык его произнес несколько слов! Кто-то может подумать: какая мелочь — один брат сказал другому несколько слов! Но что было потом, когда в ответ на эти слова Каина Авель пошел за ним? Произошло первое убийство на земле!А если вспомнить Иуду Искариота? Иуда пришел к первосвященникам и сказал им: что вы дадите мне, и я вам предам Его? (Мф. 26, 15). Казалось бы, все это только слова — но такие слова, которые решили судьбу Иуды!Поэтому мы должны уметь управлять своим языком, у нас должны быть те удила страха Божия, которые сдерживали бы движение нашего языка. А если мы не научимся управлять своим языком, то можем совершить любые преступления! Но чтобы начать управлять своим языком, может быть, есть смысл сначала научиться говорить медленно, не спеша?И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его (Быт. 4, 8). ^Часть 2Часть 2