Вот так Господь с помощью благодати Божией из грешницы в одну секунду может сделать святую. И не надо ей ни поклоны бить, ни акафисты читать, ни службы отстаивать, ни по монастырям ездить - ничего не надо, в одну секунду ее сердце было исправлено Богом. Значит, Господь, если захочет, может любого исправить? Да, может, но Господь этого никогда не делает без воли человека. Почему с ней это произошло? Господь открывает нам эту тайну: да потому, что она возлюбила много. Что ей дало услышать слова Христа? Почему они так глубоко вошли в ее сердце? Потому что она возлюбила Господа, возлюбила от всего сердца, Его слова настолько пришлись ей по душе, что она всем сердцем устремилась к Нему. Вот такая тайна духовная.

Так же и нам надо от своей жизни немножечко оторваться, надо немножечко забыть себя - немножечко забыть свое тело, немножечко забыть свою душу, немножечко забыть свои хлопоты - и вспомнить о Боге, устремиться к Нему, постараться Его познать, постараться к Нему приблизиться, почувствовать Его, и тогда мы не сможем Его не полюбить, потому что никогда по земле не ходил такой человек, как Господь Иисус Христос. И если мы к этому каким-то образом равнодушны, то только потому, что слишком погружены в себя, а, чтобы познать Царствие Небесное, нужно, наоборот, отвергнуться себя. Поэтому если мы научимся смирению, если мы возлюбим Господа и если мы покаемся, то Господь из нас, грешников, сделает святых. Мы тогда избавимся от греха, мы тогда почувствуем и познаем, что такое благодать Божия, мы тогда узнаем, что такое Царствие Небесное, которое внутри нас.

А пока этого не произошло, мы будем, как неразумные ученики Христа Спасителя, просить себе только лишь земного благополучия, только лишь телесного успокоения. И тогда наша жизнь ничем не будет отличаться от жизни кошки или собаки, которые тоже ищут что повкусней, да потеплей, да чтобы никто не бил, да чтобы свои телесные потребности исправно исполнять, и все. В нашей жизни ничего духовного не будет. Жизнь духовная - это общение с Самим Богом, а если этого в нашей жизни нет, если Бог нам только и нужен для того, чтобы нам не скорбеть, не болеть, тогда мы еще, значит, не христиане и мы еще, собственно, ничего не поняли.

Поэтому нам нужно почаще в храм ходить для того, чтобы слово Божие сокрушало твердыню нашего сердца, для того, чтобы слово Божие проникло в нас. Тогда мы поймем, что жизнь, которой мы живем, совершенно неправильна и противоположна тому, что хочет от нас пришедый в мир Христос Спаситель. И хотя мы носим на себе крестики и считаем себя православными, но мы неправильно славим Бога, потому что правильное прославление Бога - это жизнь по заповедям Божиим. И чем скорее мы к этому сознанию придем, тем будет лучше для нас, тем скорее мы познаем Царствие Небесное. Аминь.

Крестовоздвиженский храм,

27 марта 1988 года

Великий Четверг. Благовещение Пресвятой Богородицы Святая Церковь вспоминает ныне Тайную вечерю Христа Спасителя и празднует Благовещение Пресвятой Богородицы - начало пришествия Христа на землю. Христос пришел для того, чтобы воцариться в наших сердцах, чтобы спасти нас от наших грехов. Об этом Он возвестил через архангела Гавриила Деве Марии. А в Великий Четверток Господь совершал божественную службу со святыми апостолами и дал им образ того, как должно себя вести. Он сказал: вы называете Меня Богом и учителем, и Я воистину таков и есть, так вот, если Я вам ноги умываю, то и вы должны делать так же друг другу. Потом препоясался полотенцем, налил воду в сосуд и стал умывать им ноги. Петр смутился: как так, Учитель - и вдруг ему, ученику, будет ноги умывать. Господь говорит: тогда ты со Мной части не имеешь, потому что ты не слушаешься. Тогда Петр сказал: Господи, умой мне и руки, и голову. Нет, ответил Господь, достаточно только ноги, потому что вы уже очищены Моим словом. Господь их очищал. Он говорил: "Вы чисты, но не все". Один из них был нечист, Иуда. Речь, конечно, шла не о пыли, которая прилипает к ногам,- там, на юге, они ходили в сандалиях, никаких носков, конечно, не было, поэтому ноги всегда были в пыли. Нет, речь шла о пыли греховной, которая внутри души. Мы тоже чисты, но не все, и Господь нас так же омывает, когда мы подходим к исповеди, но опять же не всех. Господь ведь и Иуде ноги умыл, но он этим не очистился, потому что замышлял злое в своем сердце. И тем не менее Господь дал нам пример того, как мы должны любить ближнего: так смиряться перед ним, что быть готовыми мыть ему ноги. Вот это очень важно нам уяснить. С тех пор как христианин впервые услышит Евангелие, эту благую весть, с самого первого благовещения, когда его слуха только-только коснется слово о спасении и оно западет в его душу,- с этого момента начинается возрастание его в любви, потому что цель жизни христианской - достичь любви, научиться истинной любви Божией. Бог есть любовь, и, если человек достиг любви, значит, он достиг Бога. Но что такое любовь, этого мы часто и не чувствуем, и не понимаем, и не знаем. И вот Господь на Тайной вечери дал ученикам духовное завещание. В частности, оно касалось того, как люди должны относиться друг к другу. Вот, например, шуметь, когда все напряженно слушают, это есть нарушение любви, потому что, значит, человеку дело только до себя - а это первый признак нарушения любви. А жизнь христианская должна быть устроена так, чтоб мы этой любви учились. Любовь заключается в проявлении смирения перед тем, кого ты любишь. Очень легко это можно увидеть в отношениях матери и дитя. Вот маленькое дитя, неразумное еще, грудной ребенок, лежит, ему что-то неудобно, и он начинает плакать. А мать, хоть ей, может быть, и спать хочется, и она устала,- она же на него не бросается с кулаками, не кричит: "Замолчи!" Потому что все равно бесполезно: ему восемь месяцев, разве он понимает? Ему хоть по-русски, хоть по-английски говори, он не понимает. И мать смиряется, она терпит, она бывает к нему снисходительна. Хотя дитя ей доставляет массу неудобств, но тем не менее она его не уничижает, не бранит, а старается укачать, старается его как-то умилостивить, ублаготворить, чтобы он притих. "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало" - так и говорят. Это пример из нашей обыденной жизни, вот что такое любовь. Правда, здесь есть важный момент: мать любит дитя, потому что оно свое, оно кровное. Вот лежат десять младенцев - девять не моих, а один мой,- и все плачут. К какому у меня желание броситься к первому? К своему. Почему? Потому что мое. Вот все дети бегают по лужам, и мой внучок бегает по лужам. Я не бросаюсь ко всем детям, не пытаюсь их оттуда вытащить, а только своего. Почему? Потому что если другие простудятся, мне все равно, а мне главное свое спасти, потому что мое будет болеть, а раз мое будет болеть, я буду за него переживать. То есть на самом деле эта любовь не полная, она окрашена эгоизмом, поскольку это любовь к своему, любовь к себе. Моя кровь, поэтому люблю и ребенка, и внука, уже меньше люблю племянника, еще меньше люблю двоюродного племянника, а уж о внучатом племяннике могу и не вспоминать - за своего ребенка, за своего внука переживаю, за него сердце болит.