У моего тестя 3 месяца назад случился третий ин­сульт. Покрестить мне его удалось после второго инсульта, он сам согласился и, более того, превозмогая немощь, пришел в храм (хотя я предварительно догово­рился со священником о совершении Таинства на до­му). Потом через 2 недели причастился, но затем в цер­ковь не ходил, хотя крестик носил. После третьего инсульта его соборовали. Сейчас он по-прежнему в бес­памятстве и практически перестал принимать пищу (по 2-3 дня вообще не ест), страшно исхудал, большее время спит. Врач - так тот удивлен, что тесть еще жив. Нужно ли прибегать к медицине для ввода питательных ве­ществ? Мы положились на волю Божию, но беспокоит вопрос: а не самоустранились ли мы, не обрекаем ли его на голодную смерть?

Вы сделали все правильно. Но так как искусственный ввод в организм питательных веществ не запрещен Церковью то для успокоения своей совести можете прибегнуть к этому методу, хотя пользы в нем я не вижу.

Можно ли узнать Ваше отношение к православной психологии? Я всегда считал, что единственным психотерапевтом для православного может быть ба­тюшка, а единственная психотехника - это покаянная молитва. Может, я слишком категоричен в своем суж­дении?

Я вполне согласен с Вами, что христианской психологии как предмета не существует. Психология - это система, а че­ловеческая душа неизмеримо шире и глубже каждой системы. Великий Сократ всю жизнь стремился познать себя самого, но без благодати Божией не смог сделать этого, и его аналитиче­ский рассудок вращался на поверхности рефлексии. Только святые отцы, через молитву и аскетизм, могли в какой-то сте­пени проникнуть в тайники человеческой души. Психология изучает отдельные душевные проявления, игнорируя душу че­ловека как субстанцию. Между тем душа - это предмет веры, а не науки. Психология бессильна проникнуть в ту высшую область человеческой души, которая обычно называется ду­хом. Поэтому представления психологов о религиозной жиз­ни, основанные на данных психологии, весьма примитивны и искажены. Если же психолог - православный христианин, то он черпает сведения о религиозной жизни человека не из пси­хологии, а из христианской аскетики и личного опыта. Хрис­тианство - это вера, основанная на Откровении, а всякая на­ука основана на человеческом наблюдении, поэтому говорить о христианской психологии, по-моему, так же неправомерно, как говорить о христианском естествознании или биологии. Лучшее, что может сделать верующий психолог,- это объяс­нить пациенту порочную сущность современного психоанали­за, ложность концепций ведущих психологов и затем напра­вить своего пациента в храм. Мне кажется, что в Вашем вопросе уже заключался ответ, и мне остается только выраз­ить свое согласие с ним.

На днях врач мне диагностировал неврастению. Мне стало очень неспокойно. 1. В чем истинная (духов­ная) причина этого заболевания? 2. Излечимо ли оно?

Духовная причина неврастении - противоречие между желанием и его осуществлением, между мнением о себе и от­ношением к себе других; тогда у человека появляется затяж­ной внутренний конфликт. В этом случае она излечивается смирением и самоосуждением, которые дают душе покой. Од­нако причиной неврастении могут быть переутомление, кото­рое переходит в хроническую усталость, занятие непосильной работой, которая требует постоянного напряжения, а также частыми и резкими переменами жизни, к которым человек не успевает адаптироваться. Но духовная гордость - самая глав­ная причина нервных заболеваний, и здесь начало лечения - изменение своего отношения к миру.

Как моей подруге поступать со своей дочерью, у ко­торой обострилась душевная болезнь в последнее время? Для посторонних это незаметно, а у девочки какие-то подозрения, что все подстроено, кто-то под­менил ей лекарства, хочет вызвать милицию, чтобы выяснили, что происходит, и так далее. Подруга гово­рит, что дочь совсем запуталась в своих же мыслях, и хочет ей чем-нибудь помочь. Может, Вы подскажете ей, кому она должна особенно молиться? А как я могу помочь несчастной?

В наше время появилось много разновидностей душевных болезней, которые проявляют себя спорадически или протека­ют малозаметно, как бы в стертой форме. Трудно отличить бо­лезнь нервной системы от одержимости и беснования. Обычно у одержимых появляется агрессивность или депрессия во вре­мя постов и церковных праздников, а также когда им надо причаститься. При психических заболеваниях, связанных поражением нервной системы, эти симптомы не наблюдаются При психосоматических заболеваниях большое значение име­ет окружающая среда, которая не должна травмировать боль­ных и «давить» на них. Здесь лекарство - любовь к больному и спокойное отношение к нему. При демонической одержимо­сти нужно использовать те средства, которые предлагает нам Церковь: Исповедь, Причащение и, если есть возможность чтение заклинательных молитв священником. Покойный мит­рополит Константин Батуми-Шемокмедский (Меликидзе), сам занимавшийся вычиткой больных, говорил, что он внача­ле читал тропарь и молитву Архангелу Михаилу, и считал призывание Ангелов очень действенным способом для лече­ния таких людей. Что касается Вас, то думаю, что нужно из­брать средний путь: не отказываться помолиться за девочку во имя христианской любви и, в то же время, не слишком горячо браться за это дело, помня наши собственные немощи. Помо­лившись, скажите: «Господи, да будет воля Твоя». Я интересуюсь человеческой психологией и читаю .книги в этом духе. Это вредит мне или я могу парал­лельно читать психологическую литературу? Христианская антропология и современная психология имеют различные исходные позиции. Поэтому занятие пси­хологией создаст в Вашей душе двойственный подход к объ­яснению душевных свойств и способностей, или, другими словами, создаст хаос понятий и представлений, так что Вам самим трудно будет отличить, где кончается психология и начинается христианское учение. Душа является предметом веры, а не науки; психология рассматривает психические проявления с безуспешными попытками интегрировать их. Строго говоря, психологии как монолитной науки не сущес­твует, а имеются психологические школы, противоречащие друг другу в кардинальных вопросах. Психиатрия как наука также находится в состоянии упадка. Они сдала свои пози­ции психотерапии, которая не лечит болезни, а заглушает симптомы. Окончательно засорил психологию Зигмунд Фрейд своим учением о сексуальных комплексах и символи­ке бессознательного. ОБ АЛКОГОЛИЗМЕ, НАРКОМАНИИ, КУРЕНИИ И ИГРОМАНИИ Можно ли молиться и писать записки за людей, умерших от наркотиков? Если нельзя, то как им можно помочь? Если человек умер оттого, что испортил себе здоровье наркотиками, но каялся в своей страсти и просил у Бога про­щения, то суд над ним принадлежит Богу - за него можно молиться. Если человек умер во время приема наркотика, то это исключает Покаяние: смерть застала человека в состоя­нии демонообщения, в которое вводят душу наркотики. По­этому молиться за такого человека бесполезно, как за само­убийцу.