«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
У моего тестя 3 месяца назад случился третий инсульт. Покрестить мне его удалось после второго инсульта, он сам согласился и, более того, превозмогая немощь, пришел в храм (хотя я предварительно договорился со священником о совершении Таинства на дому). Потом через 2 недели причастился, но затем в церковь не ходил, хотя крестик носил. После третьего инсульта его соборовали. Сейчас он по-прежнему в беспамятстве и практически перестал принимать пищу (по 2-3 дня вообще не ест), страшно исхудал, большее время спит. Врач - так тот удивлен, что тесть еще жив. Нужно ли прибегать к медицине для ввода питательных веществ? Мы положились на волю Божию, но беспокоит вопрос: а не самоустранились ли мы, не обрекаем ли его на голодную смерть?
Вы сделали все правильно. Но так как искусственный ввод в организм питательных веществ не запрещен Церковью то для успокоения своей совести можете прибегнуть к этому методу, хотя пользы в нем я не вижу.
Можно ли узнать Ваше отношение к православной психологии? Я всегда считал, что единственным психотерапевтом для православного может быть батюшка, а единственная психотехника - это покаянная молитва. Может, я слишком категоричен в своем суждении?
Я вполне согласен с Вами, что христианской психологии как предмета не существует. Психология - это система, а человеческая душа неизмеримо шире и глубже каждой системы. Великий Сократ всю жизнь стремился познать себя самого, но без благодати Божией не смог сделать этого, и его аналитический рассудок вращался на поверхности рефлексии. Только святые отцы, через молитву и аскетизм, могли в какой-то степени проникнуть в тайники человеческой души. Психология изучает отдельные душевные проявления, игнорируя душу человека как субстанцию. Между тем душа - это предмет веры, а не науки. Психология бессильна проникнуть в ту высшую область человеческой души, которая обычно называется духом. Поэтому представления психологов о религиозной жизни, основанные на данных психологии, весьма примитивны и искажены. Если же психолог - православный христианин, то он черпает сведения о религиозной жизни человека не из психологии, а из христианской аскетики и личного опыта. Христианство - это вера, основанная на Откровении, а всякая наука основана на человеческом наблюдении, поэтому говорить о христианской психологии, по-моему, так же неправомерно, как говорить о христианском естествознании или биологии. Лучшее, что может сделать верующий психолог,- это объяснить пациенту порочную сущность современного психоанализа, ложность концепций ведущих психологов и затем направить своего пациента в храм. Мне кажется, что в Вашем вопросе уже заключался ответ, и мне остается только выразить свое согласие с ним.
На днях врач мне диагностировал неврастению. Мне стало очень неспокойно. 1. В чем истинная (духовная) причина этого заболевания? 2. Излечимо ли оно?
Духовная причина неврастении - противоречие между желанием и его осуществлением, между мнением о себе и отношением к себе других; тогда у человека появляется затяжной внутренний конфликт. В этом случае она излечивается смирением и самоосуждением, которые дают душе покой. Однако причиной неврастении могут быть переутомление, которое переходит в хроническую усталость, занятие непосильной работой, которая требует постоянного напряжения, а также частыми и резкими переменами жизни, к которым человек не успевает адаптироваться. Но духовная гордость - самая главная причина нервных заболеваний, и здесь начало лечения - изменение своего отношения к миру.
Как моей подруге поступать со своей дочерью, у которой обострилась душевная болезнь в последнее время? Для посторонних это незаметно, а у девочки какие-то подозрения, что все подстроено, кто-то подменил ей лекарства, хочет вызвать милицию, чтобы выяснили, что происходит, и так далее. Подруга говорит, что дочь совсем запуталась в своих же мыслях, и хочет ей чем-нибудь помочь. Может, Вы подскажете ей, кому она должна особенно молиться? А как я могу помочь несчастной?
В наше время появилось много разновидностей душевных болезней, которые проявляют себя спорадически или протекают малозаметно, как бы в стертой форме. Трудно отличить болезнь нервной системы от одержимости и беснования. Обычно у одержимых появляется агрессивность или депрессия во время постов и церковных праздников, а также когда им надо причаститься. При психических заболеваниях, связанных поражением нервной системы, эти симптомы не наблюдаются При психосоматических заболеваниях большое значение имеет окружающая среда, которая не должна травмировать больных и «давить» на них. Здесь лекарство - любовь к больному и спокойное отношение к нему. При демонической одержимости нужно использовать те средства, которые предлагает нам Церковь: Исповедь, Причащение и, если есть возможность чтение заклинательных молитв священником. Покойный митрополит Константин Батуми-Шемокмедский (Меликидзе), сам занимавшийся вычиткой больных, говорил, что он вначале читал тропарь и молитву Архангелу Михаилу, и считал призывание Ангелов очень действенным способом для лечения таких людей. Что касается Вас, то думаю, что нужно избрать средний путь: не отказываться помолиться за девочку во имя христианской любви и, в то же время, не слишком горячо браться за это дело, помня наши собственные немощи. Помолившись, скажите: «Господи, да будет воля Твоя».
Я интересуюсь человеческой психологией и читаю .книги в этом духе. Это вредит мне или я могу параллельно читать психологическую литературу?
Христианская антропология и современная психология имеют различные исходные позиции. Поэтому занятие психологией создаст в Вашей душе двойственный подход к объяснению душевных свойств и способностей, или, другими словами, создаст хаос понятий и представлений, так что Вам самим трудно будет отличить, где кончается психология и начинается христианское учение. Душа является предметом веры, а не науки; психология рассматривает психические проявления с безуспешными попытками интегрировать их. Строго говоря, психологии как монолитной науки не существует, а имеются психологические школы, противоречащие друг другу в кардинальных вопросах. Психиатрия как наука также находится в состоянии упадка. Они сдала свои позиции психотерапии, которая не лечит болезни, а заглушает симптомы. Окончательно засорил психологию Зигмунд Фрейд своим учением о сексуальных комплексах и символике бессознательного.
ОБ АЛКОГОЛИЗМЕ, НАРКОМАНИИ, КУРЕНИИ И ИГРОМАНИИ
Можно ли молиться и писать записки за людей, умерших от наркотиков? Если нельзя, то как им можно помочь?
Если человек умер оттого, что испортил себе здоровье наркотиками, но каялся в своей страсти и просил у Бога прощения, то суд над ним принадлежит Богу - за него можно молиться. Если человек умер во время приема наркотика, то это исключает Покаяние: смерть застала человека в состоянии демонообщения, в которое вводят душу наркотики. Поэтому молиться за такого человека бесполезно, как за самоубийцу.