Ваш вопрос настолько сложен и серьезен, что я советую Вам обратиться не к священнику, который венчал Вас, а к архиерею, который имеет власть аннулировать брак, если он найдет это необходимым. Человек может выйти из состояния наркозависимости, если у него есть идеи, ради которых он решится на тяжелую борьбу с собой. Но очевидно, таких идей у Вашего мужа нет, и даже любовь к детям не является для него импульсом в этом отношении. Вообще наркомания, как и пьянство, часто связана с аутизмом и безразличием к другим. Поэтому я не могу утешать Вас надеждой, что он обязательно выйдет из такого состояния, которое я назвал бы нравственным безумием. Думаю, что здесь Вы сами должны обдумать этот вопрос, ибо в нем столько нюансов, которые трудно учесть другому человеку, а потом решить его совместно с епископом. Но во всех случаях Вы должны молиться за мужа; такие люди сами несчастны и делают несчастными других. Рану, даже гноящуюся, надо лечить, но если она перешла в гангрену, то необходимо хирургическое вмешательство, чтобы не погиб весь организм, а этот организм - Вы и Ваши дети.
Мне так тяжело, мне так больно и обидно за себя и за свою семью... Дело в том, что я попал в зависимость от азартных игр, я играю больше 2 лет, я проиграл все деньги, я проигрываю всю зарплату. Я не могу остановиться, и мне стыдно и страшно... У меня плачет душа, ноет сердце, я знаю, что нельзя играть в казино, это плохо, но не могу туда не ходить... Меня тянет туда какая-то диавольская сила, у меня отключается разум... У меня нет больше сил жить...
Когда Вам захочется пойти в казино, раскройте Евангелие и внимательно прочтите хотя бы одну главу, а если сможете, то читайте каждый день акафист Божией Матери или святому Николаю Мирликийскому. У нас нет сил бороться с грехом, но у Господа сил много, поэтому нам надо исповедовать Ему свое бессилие и просить помощи. Еще советую Вам принести подробную Исповедь с 7 лет во всех своих грехах, которые Вы вспомните.
О ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ
Прочитал, что душа человека делится на три части: рассудочная, волевая и чувствующая. Если дух в рабстве у чувствующей части души, то это человек настроения. А кто-то из святых отцов писал, что душевный человек - это как бы полоумный. Значит, творчество мешает спасению? С детства у меня на устах рифма, и по моему лицу окружающие определяют мое мнение, так как я не всегда в силах спрятать эмоции. Является ли выражение своих чувств и эмоций в поэзии, живописи и так далее опасным?
Нужно воссоздать иерархию, или, другими словами, правильную гармонию между духом и душой, тогда душевные силы будут воспринимать импульсы, идущие от духа. Например, гимны святого Симеона Нового Богослова по богатству изобразительных средств, использованных им, можно назвать вершиной византийской поэзии позднего Средневековья. Если же дух подавлен душой, то искусство и поэзия становятся голосом эмоций и страстей, как бы тонки и сублимированы они ни были. Выражение своих чувств через искусство усиливает их действие и включает в их поле других людей.
Я человек практически невоцерковленный и в мыслях часто позволяю себе вольности. То, что некоторые рок-музыканты приходят к Православию,- не аргумент. Еще больше людей приходят к Богу (как к последней надежде) через пьянку, наркоманию, проституцию. Но это же не повод для того, чтобы попробовать воцерковить эти пороки. Чем больше «нельзя» будет в Церкви, тем качественнее, по-моему, будет ее состав. Отказаться от пристрастия трудно. Но вот что лично для меня стало открытием в Ваших книгах, так это мысль, что именно воля занимает в религии, в вере очень важное место. И еще. Попробовал представить себе, можно ли творить Иисусову молитву во время рок-концерта. Не получится. Во время, например, военного сражения получится, а вот во время рок-концерта нет. Святой Иоанн Лествичник пишет, что христианин - это тот, кто подражает Христу. Да, Христа можно представить себе на свадьбе, можно представить напевающим что-то, но вот дергающимся под рваные ритмы на сцене представить Спасителя невозможно. Полностью согласен с Вашей оценкой рок-музыки, кроме одного выражения: «Христа... можно представить напевающим что-то». Христа можно представить поющим вместе с Апостолами благодарственный гимн Богу, как это было после Тайной вечери. Мне нравится рок-музыка, а как к подобной музыке относится Православие? Рок-музыка - это музыка смерти, гниения и распада; музыка, в которой запечатлены извращенные страсти; музыка какого-то сатанинского шабаша, как будто бы темная сила, вырвавшаяся из преисподней, запела и заплясала на земле. Вы пишете, что Вам нравится рок-музыка; но ведь и наркоманам нравятся наркотики, а пьяницам - алкоголь. Впрочем, рок нравится не Вашему духу, а греху, живущему в человеке. Христианская аскеза - борьба с грехом, а рок-музыка - это гимн самому греху. Помоги Вам Господи избавиться от этой привязанности. Какую музыку можно слушать православному христианину и стоит ли ее вообще слушать? Какую слушать музыку или не слушать вовсе,- зависит от духовного уровня, на котором находится христианин. Сначала надо исключить сатанинскую музыку: разновидности рока и джаза, которые имеют ритуальное происхождение; затем музыку, насыщенную страстными мелодиями, даже в завуалированном виде, например вальсы Иоганна Штрауса; затем музыку, содержащую в себе дурную мистику, например музыку Шарля Гуно или некоторые произведения Жака Оффенбаха (опера «Сказки Гофмана»). Народные песни должны быть дифференцированы, надо убрать то, что напоминает частушки и пляски. Следует выбрать серьезную классическую музыку, но помнить, что она является аналогом светской поэзии и несет в себе только душевные эмоции и переживания. Если человек взойдет на более высокую духовную ступень, то ему захочется слушать только церковное пение, которое призывает к молитве, и то захочется слушать только в храме. А кроме храма, самая лучшая музыка - это песнь человеческого сердца, в котором звучит имя Иисуса Христа. С точки зрения Православия является ли грехом смотреть кинокомедии? Все комедийные актеры - большие грешники? Как относиться к этому христианину?