«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ваш вопрос настолько сложен и серьезен, что я советую Вам обратиться не к священнику, который венчал Вас, а к архиерею, который имеет власть аннулировать брак, если он найдет это необходимым. Человек может выйти из состоя­ния наркозависимости, если у него есть идеи, ради которых он решится на тяжелую борьбу с собой. Но очевидно, таких идей у Вашего мужа нет, и даже любовь к детям не является для него импульсом в этом отношении. Вообще наркомания, как и пьянство, часто связана с аутизмом и безразличием к другим. Поэтому я не могу утешать Вас надеждой, что он обязательно выйдет из такого состояния, которое я назвал бы нравственным безумием. Думаю, что здесь Вы сами должны обдумать этот вопрос, ибо в нем столько нюансов, которые трудно учесть другому человеку, а потом решить его совместно с епископом. Но во всех случаях Вы должны мо­литься за мужа; такие люди сами несчастны и делают несча­стными других. Рану, даже гноящуюся, надо лечить, но если она перешла в гангрену, то необходимо хирургическое вме­шательство, чтобы не погиб весь организм, а этот организм - Вы и Ваши дети.

Мне так тяжело, мне так больно и обидно за себя и за свою семью... Дело в том, что я попал в зависи­мость от азартных игр, я играю больше 2 лет, я проиг­рал все деньги, я проигрываю всю зарплату. Я не могу остановиться, и мне стыдно и страшно... У меня плачет душа, ноет сердце, я знаю, что нельзя играть в казино, это плохо, но не могу туда не ходить... Меня тянет туда какая-то диавольская сила, у меня отключается разум... У меня нет больше сил жить...

Когда Вам захочется пойти в казино, раскройте Евангелие и внимательно прочтите хотя бы одну главу, а если сможете, то читайте каждый день акафист Божией Матери или святому Николаю Мирликийскому. У нас нет сил бороться с грехом, но у Господа сил много, поэтому нам надо исповедовать Ему свое бессилие и просить помощи. Еще советую Вам принести подробную Исповедь с 7 лет во всех своих грехах, которые Вы вспомните.

О ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Прочитал, что душа человека делится на три части: рассудочная, волевая и чувствующая. Если дух в рабстве у чувствующей части души, то это человек на­строения. А кто-то из святых отцов писал, что душев­ный человек - это как бы полоумный. Значит, творче­ство мешает спасению? С детства у меня на устах рифма, и по моему лицу окружающие определяют мое мнение, так как я не всегда в силах спрятать эмоции. Является ли выражение своих чувств и эмоций в по­эзии, живописи и так далее опасным?

Нужно воссоздать иерархию, или, другими словами, пра­вильную гармонию между духом и душой, тогда душевные силы будут воспринимать импульсы, идущие от духа. Напри­мер, гимны святого Симеона Нового Богослова по богатству изобразительных средств, использованных им, можно на­звать вершиной византийской поэзии позднего Средневеко­вья. Если же дух подавлен душой, то искусство и поэзия ста­новятся голосом эмоций и страстей, как бы тонки и сублимированы они ни были. Выражение своих чувств через искусство усиливает их действие и включает в их поле дру­гих людей.

Я человек практически невоцерковленный и в мыс­лях часто позволяю себе вольности. То, что неко­торые рок-музыканты приходят к Православию,- не аргумент. Еще больше людей приходят к Богу (как к последней надежде) через пьянку, наркоманию, проституцию. Но это же не повод для того, чтобы попробо­вать воцерковить эти пороки. Чем больше «нельзя» будет в Церкви, тем качественнее, по-моему, будет ее состав. Отказаться от пристрастия трудно. Но вот что лично для меня стало открытием в Ваших книгах, так это мысль, что именно воля занимает в религии, в вере очень важное место. И еще. Попробовал представить себе, можно ли творить Иисусову молитву во время рок-концерта. Не получится. Во время, например, во­енного сражения получится, а вот во время рок-кон­церта нет. Святой Иоанн Лествичник пишет, что хрис­тианин - это тот, кто подражает Христу. Да, Христа можно представить себе на свадьбе, можно представить напевающим что-то, но вот дергающимся под рваные ритмы на сцене представить Спасителя невоз­можно.

Полностью согласен с Вашей оценкой рок-музыки, кроме одного выражения: «Христа... можно представить напевающим что-то». Христа можно представить поющим вместе с Апосто­лами благодарственный гимн Богу, как это было после Тайной вечери.

Мне нравится рок-музыка, а как к подобной музыке относится Православие?

Рок-музыка - это музыка смерти, гниения и распада; му­зыка, в которой запечатлены извращенные страсти; музыка какого-то сатанинского шабаша, как будто бы темная сила, вырвавшаяся из преисподней, запела и заплясала на земле. Вы пишете, что Вам нравится рок-музыка; но ведь и наркома­нам нравятся наркотики, а пьяницам - алкоголь. Впрочем, рок нравится не Вашему духу, а греху, живущему в человеке. Христианская аскеза - борьба с грехом, а рок-музыка - это гимн самому греху. Помоги Вам Господи избавиться от этой привязанности.

Какую музыку можно слушать православному хрис­тианину и стоит ли ее вообще слушать?

Какую слушать музыку или не слушать вовсе,- зависит от духовного уровня, на котором находится христианин. Сна­чала надо исключить сатанинскую музыку: разновидности рока и джаза, которые имеют ритуальное происхождение; затем му­зыку, насыщенную страстными мелодиями, даже в завуали­рованном виде, например вальсы Иоганна Штрауса; затем музыку, содержащую в себе дурную мистику, например му­зыку Шарля Гуно или некоторые произведения Жака Оффенбаха (опера «Сказки Гофмана»). Народные песни долж­ны быть дифференцированы, надо убрать то, что напоминает частушки и пляски. Следует выбрать серьезную классиче­скую музыку, но помнить, что она является аналогом светской поэзии и несет в себе только душевные эмоции и пережива­ния. Если человек взойдет на более высокую духовную сту­пень, то ему захочется слушать только церковное пение, ко­торое призывает к молитве, и то захочется слушать только в храме. А кроме храма, самая лучшая музыка - это песнь че­ловеческого сердца, в котором звучит имя Иисуса Христа.

С точки зрения Православия является ли грехом смотреть кинокомедии? Все комедийные актеры - большие грешники? Как относиться к этому христиа­нину?