Ерёмина В. М.

1. Начало сектантского движения в Православной Церкви. Секта павликиан 775 г. – 871 г.

2. Патриарх Игнатий 847 г. 856 г. (первое патриаршество).

3. Возведение на патриарший престол Фотия 857 г. – 867 г. (первое патриаршество). Поместный собор 861 г. Отношения с Римом.

4. Вопрос о Западной церкви: разные традиции или разноверие? 4-е запроса Фотия: догматические, канонические, уставные и икономические погрешности Римского престола.

Церковное строительство святителя Фотия (память 6 февраля) Константинопольского.

№28

Великая схизма 1054 года. Раскол (схизма - раскол) в Церкви на католическую и православную. 1. Папство как догмат западной части Церкви. Обоснование догмата: а) теологумен о “примате” апостола Петра; б) идея “продолжающего главенства” апостола Петра в Церкви – преемство полномочий, закрепление “благодати апостола Петра” за Римским папским престолом. 2. Развитие и закрепление догмата о папстве в VI – XI веках. 3. Внешние события 1053 – 1054 годов. Отделение Рима от Константинополя и православного востока. 4. Вопрос о частных мнениях православных святых. Экуменическое движение. Пророчество старца Исидора Гефсиманского. №1. 1. Пятидесятница – рождение Церкви. 2. Кто такие святые? Преображение человеческого естества Духом Святым. После распятия Христа ученики всегда пребывали – “…двери затворенными страха ради иудейска”. После того, как Господь являлся им в течении 40-ка дней, сомнения отпали и первенствующая Церковь как бы замерла, потому что старое кончилось, а новое еще не началось. Господь предупредил их – “…вы примете Силу, когда на вас найдет Святой Дух” - Церковь должна была родиться в Силе и Славе Божией, как род новых людей. На Пятидесятнице на утрене читается (Ин. зач.65) – “…дунул и сказал: примите Дух Свят…”, то есть Церковь постоянно вспоминает о том, как Господь дунул. Зачем? Девять дней Церковь пребывала как бы затворившись, вернее, пребывала в молитвенном ожидании и в это время апостол Петр засвидетельствовал, что нужно восполнить двенадцать (Д.1,21) вместо отпавшего Иуды. Благодать Духа Святого первенствующей Церкви дана, но еще не достаточно – это как бы утробный период. Серафим Саровский свидетельствовал, что этим дуновением Господь восстановил своим ученикам Адамову благодать – благодать Адама первозданного, утраченную им при грехопадении, а уже то, что явилось при Пятидесятнице – было преизбыток благодати – благодать возблагодать! Уже спустя многие годы и когда апостол Павел объясняет, каков должен быть христианин, то он постоянно употребляет термин – новая тварь (Фил.2,5), (Еф.4,13), (2Кор.5,13), (Кол.3,9). Христиане – это те, кто во всем руководимы Духом Святым. Это тот, кто утратил всякую самость и облекся во Христа. Это тот, кто имеет ум Христов. Это тот, кто имеет возраст Христов. Когда Господь беседовал с Никодимом (Ин.3,1-13), то Он подчеркивает, что должно родиться свыше. И все это – различные наименования святости. В Деяниях описано каким образом рождена Церковь – “…шум, …разделяющие языки почили на каждом из них”. Апостол Павел позднее поясняет, что языки - суть знания (1Кор.2,5-22). Умение говорить на разных языках – здесь только свидетельство для новых и вновь пришедших людей – человек исполнился Духа Свята. В будущем этот дар понадобится апостолам, т.к. им придется побывать во многих местах и в разных странах, но это в будущем, а здесь – это просто знак, что рождение свыше состоялось! Первенствующей Церкви этот дар пока как бы бесполезен. (Церковь постоянно вспоминает это событие, так как в память о нем на Пасху Евангелия читаются на разных языках). А все же, что значит исполниться Духом Святым в истинном смысле, так как в антропологическом смысле, ведь способность говорить на разных языках – это только – признак. Адам первозданный был создан из праха земного (Быт.2,7) и создан был в естестве в трехсоставном: тело – душа – дух. Этот дух человеческий обладает от Господа по своему творению огромной силой, но свойство человеков (по Феофану Затворнику) в том, что дух человека, не соединенный с Духом Святым, не может управлять душой и телом, а попадает к ним в рабство (в зависимость). Так произошло и с сатаной. Адам совершил свое падение и отпадение не тогда, когда вкусил плода, а когда поверил диаволу и не поверил Богу, когда нарушил союз любви. Святой Дух никого не держит насильно, то есть если нарушены узы любви, то Святой Дух оставляет человека без Себя. Что происходит с Евой? У нее просыпается душевное – это то, что апостол в последствии скажет (1Кор.2,14) – душевный не понимает того, что от Духа Божия, ибо обо всем надо судить духовно. Если этого нет, то это как раз и есть рабство духа душе. Душа человеческая состоит из разумной и не разумной частей. Разумная часть также трисоставная: рассудочная, волевая и чувствующая (эмонациональная). В зависимости от индивидуальных наклонностей человека, дух может оказаться в рабстве у рассудочной части души, тогда человек становится рационалистом, если у волевой – фанатик, если у чувствующей то, что называетс – человек настроения, то есть душа передоверяется впечатлениям (художник, например, в дурном смысле этого слова).