Библия и революция XVII века

Karl Marx, The 18thBrumaire of Louis Bonaparte, in Selected Works of Marx ans Engels (1935), II, p. 317. Литературное чутье Маркса оставляет желать лучшего. Аввакум не был пророком, которого пуритане часто цитировали.

163

Evans, An Eccho to the Voice from Heaven (1653), p. 17.

164

Evans, A Voice from Heaven to the Common-Wealth of England (1652), pp. 26-7, 33, 45, 74-5.

165Ibid., pp. 63-70; Evans, The Bloudy Vision of John Farley (1653), титульный лист и стр. 21.166См. ниже, глава 8.167Roger Williams, The Bloudy Tenent Yet More Bloudy, обращение к читателю.168См. ниже, гл. 8.169J. Ridley, John Knox (Oxford U. P., 1968), pp. 58,95,97; Barrow, A Plaine Refutation of Mr. George Giffardes Reprochful Booke (Dort, 159091), в кн. The Writings of Henry Barrow, 1587-90 (ed. L. H. Carlson, 1962), pp. 241-2, 558; 1590-1591, p. 68; cp. Hooker, цит. выше в этой главе.170B. R. White, “John Traske (1585-1636) and London Puritanism”, Trans. Congregational Historical Soc., XX (1968), p. 225.171Dell, The Tryal of Spirits (1666) in Several Sermons and Discourses (репринт 1709 г.), pp. 493-509.172The Testimony of William Erbery (1658), pp. 264, 278-9.173The Faithful Testimony of William Dewsbery (1689), pp. 105, 291-2.174Edwards, Gangraena (1646), I, p. 28.175Ed. A. S. P. Woodhouse, Puritanism and Liberty (1938), p. 56.176Aspinwall, The Legislative Power is Christs Peculiar Prerogative (1656), sig. A 2.177Lilbume, Englands Birth-Right (1645), p. 13, in Haller, Tracts on Liberty, III. Лилберн цитировал Евр. 7 и другие новозаветные тексты.178Winstanley, The Law of Freedom (1652), in Sabine, pp. 520-25.179Gauden, The Case of Ministers Maintenance by Tithes (1653), pp. 13-17.180Hooker, The Laws of Ecclesiastical Polity, Book I, xiv. 2; Book III, v. 1.181Udall, A Demonstration of Discipline (ed. E. Arber, 1880), pp. 21-3, 33-50; впервые опубликован в 1588 г. О сложном вопросе, можно ли найти в Библии епископов, см. P. Lake, Anglicans and Puritans?, pp. 94-7.182Ed. A. Peel, Tracts Ascribed to Richsrd Bancroft (Cambridge U. P., 1953), pp. 165-6. Издатель датирует его 1583-1585 гг.183Sanderson, XXI Sermons (1681), sig. а: впервые опубл. в 1656 г.; XXXV Sermons (7th ed., 1681), pp. 61, 65; sig. a-av; впервые опубл. в 1657 г. См. также ниже, глава 19.184Laud, Works (Oxford, 1847-60), II, pp. xv-xvi.185Selden, Table-Talk (1847), p. 92.186Fox, Journal, II (8th ed., 1902), p. 65.187John Hales, Golden Remains (1659), p. 4.188MCPW, I, pp. 700, 747, 827; Of Christian Doctrine, ibid., VI, p. 118.189[Bruno Ryves], Angliae Ruina (1647), pp. 22, 27; эти воззрения приписываются “броунистам и анабаптистам Колчестера”.190Butler, Hudibras, Part I, Canto 1, lines 799-803. Уилдерс, цитирующий этот отрывок, показывает, что Батлер вряд ли преувеличивал (Butler, Hudibras, ed. J. Wilders, Oxford U. P., 1967). Cp. John Hall of Richmond, Government and Obedience (1654), pp. 433-4, and H. C. Porter, “The Nose of Wax: Scripture and the Spirit from Erasmus to Milton”, TRHS (1964), pp. 161-4,170-71, and passim.191F. J. Powicke, Henry Barrow (1900), p. 99; J. N. Buchanan, Marginal Scotland (New York, 1989), I, p. 269.192Abbott, Writings and Speeches of Oliver Cromwell, II, p. 197.