Православный Катехизис

Православный Катехизис

Пастырский опыт одного из величайших иерархов Русской Церкви, выдающегося проповедника современности митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), не смотря на смену эпох и общественных настроений, по сей день остается неиждиваемым источником отеческой мудрости, архипастырской любви и тончайшего проповеднического мастерства, оставленного в наследие Православной Русской Церкви. И сегодня, в наше не менее смутное время, проникновенная и врачующая проповедь владыки обращена к тем, кто тщетно ищет Христа вне Церкви Церковь там, где искажается само слово Христово, прикрываемое лишь звуком библейских изречений.

Православие, Христос, Символ веры, катихизис, каноны, правила ru Владимир Шнейдер http://www.ccel.org/contrib/ru/xml/index.html FB Editor v2.0, MS Word, XML Spy Сентябрь 2002 г. http://www.holytrinitymission.org; http://www.ccel.org/contrib/ru/xml/Filaret_Catechism.zip E5F5D0D9-0C73-48BF-87C4-1B4367A772DC 2.0

Православный Катехизис

Составленный

Митрополитом Московским Филаретом.

В доступном изложении.

ВведениеПредварительные понятия1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС?Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.2. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «КАТЕХИЗИС»?Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину (см. Лк. 1:4, Деян. 18:25).3. ЧТО НУЖНО ДЛЯ БЛАГОУГОЖДЕНИЯ БОГУ И СПАСЕНИЯ ДУШИ?Для благоугождения Богу и для спасения души нужно: познание истинного Бога и правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела.4. ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НУЖНА ВЕРА?Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие,«без веры угодить Богу невозможно»(Евр. 11:6).5. ПОЧЕМУ КРОМЕ ВЕРЫ НУЖНЫ ЖИЗНЬ ПО ВЕРЕ И ДОБРЫЕ ДЕЛА?С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела потому, что, как свидетельствует слово Божие,«вера без дел мертва»(Иак. 2:20).6. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ВЕРОЙ?По объяснению апостола Павла:«вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»(Евр. 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.7. В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ВЕРОЙ И ЗНАНИЕМ?Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом ощутимое и познаваемое, а вера — невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте и исследовании предмета, а вера — на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.8. ПОЧЕМУ В УЧЕНИИ БЛАГОЧЕСТИЯ НУЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ЗНАНИЯ, НО И ВЕРА?В учении благочестия требуется не только знание, но и вера потому, что главным объектом изучения является Бог, невидимый и непостижимый, и премудрость Божия, окружённая тайной. Поэтому многое в этом учении не может быть охвачено знанием, а может быть воспринято только верой. «Вера, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — есть зрение, освящающее совесть; она даёт человеку ведение. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» (Ис. 7:9; Огласительное поучение, 5).9. Святой Кирилл объясняет необходимость веры таким образом: «Не только у нас, носящих имя Христово, за великое почитается вера, но и всё совершаемое в мире даже людьми чуждыми Церкви, совершается верой. На вере утверждено земледелие: не верящий в то, что соберёт урожай, не станет трудиться в поле. Верой руководствуются мореплаватели, вверяя свою судьбу малому судну и волнующееся море предпочитая твёрдой земле, предаваясь неизвестным надеждам и имея при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря» (Огласительное поучение, 5:3).О Божественном откровении