Книга Даниила. Книга Двенадцати. В современном русском переводе

LXX – Септуагинта, перевод Священного Писания (Ветхого Завета) на греческий язык, сделанный в III–II вв. до Р.Х.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ (ВЗ)

Быт – Бытие

Исх – Исход

Лев – Левит

Числ – ЧислаВтор – ВторозакониеИс Нав – Книга Иисуса НавинаСуд – Книга Судей2 Цар – Вторая книга Царств3 Цар – Третья книга Царств4 Цар – Четвертая книга Царств1 Пар – Первая книга Паралипоменон2 Пар – Вторая книга ПаралипоменонЭзр – Книга ЭзрыИов – Книга ИоваПс – ПсалтырьПритч – Книга Притчей СоломонаЭккл – Книга Экклезиаста, или Проповедника (Екклесиаста)Ис – Книга пророка ИсайиИер – Книга пророка ИеремииПлач Иер – Книга Плача ИеремииИез – Книга пророка ИезекииляДан – Книга пророка ДаниилаОс – Книга пророка ОсииИоил – Книга пророка ИоиляАм – Книга пророка АмосаМих – Книга пророка МихеяНаум – Книга пророка НаумаАгг – Книга пророка АггеяЗах – Книга пророка ЗахарииМал – Книга пророка МалахииНОВЫЙ ЗАВЕТ (НЗ)Мф – Евангелие по Матфею (От Матфея святое благовествование)Лк – Евангелие по Луке (От Луки святое благовествование)Ин – Евангелие по Иоанну (От Иоанна святое благовествование)Деян – Деяния апостоловИак – Соборное послание ИаковаИуд – Соборное послание ИудыРим – Послание к римлянам1 Кор – Первое послание к коринфянам2 Кор – Второе послание к коринфянамГал – Послание к галатамЕвр – Послание к евреямОткр – Откровение (Апокалипсис)При ссылке не дается название книги, если указываемое место находится в пределах данной книги, глава не указывается, если дается ссылка на стих из этой же главы.ПРОЧИЕ СОКРАЩЕНИЯв. (вв.) – век (века)г – граммг. (перед географическим названием) – городг. (гг.) (после числа) – год (годы)греч. – греческий (язык)древн. – древнийдр.-евр. – древнееврейскийдруг. – другойевр. – еврейский (язык)ед. – единственныйжен. – женскийискаж. – искаженноекм – километрл – литрм – метрок. – околопер. – переводпримеч. – примечаниепр. – прочееР.Х. – Рождество ХристовоСин. пер. – Синодальный переводсм – сантиметрсм. – смотрисовр. – современныйср. – сравнист. – стихт.е. – то есть КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА«Если нашему Богу, Которому мы служим, будет угодно спасти нас из пылающей печи и из твоих рук, о царь, – Он спасет нас. Если же нет – да будет тебе известно, царь, что служить твоим богам мы всё равно не станем и золотому идолу, которого ты поставил, не поклонимся», – эти слова прозвучали из уст героев Книги пророка Даниила (3:17, 18), осужденных разгневанным царем Вавилона на сожжение в пылающей печи. Их доверие Богу и послушание Ему были в буквальном смысле испытаны огнем и на века бросили вызов всем беспринципным и малодушным людям.Подвиги веры, представленные в книге Даниила, а еще более его личная преданность непреходящим духовным ценностям вот уже третью тысячу лет вдохновляют приверженцев всего разумного и доброго неуклонно оставаться на стороне Бога в борьбе со злом. Сохранять верность Богу, а следовательно, и высоким идеалам добра, всегда означало подвергаться риску; этот риск особенно велик во времена духовного невежества и нетерпимости к инакомыслию. Каждый из нас ежедневно стоит перед выбором: кому или чему поклоняться? Падать ли ниц перед золотым идолом, жрецы которого, бесстыдно обманывая нас, обещают бесконечные удовольствия «Валтасарова пира», славу и богатства этого мира, или оставаться верными Богу? Из столетия в столетие Даниил словом и личным примером решительно свидетельствовал в пользу послушания Богу и доверия Ему.Укрепляющие душу опыты веры – это лишь часть богатейшего содержания книги. Книга Даниила содержит удивительные пророчества относительно исторических судеб народов. Хотя в Ветхом Завете она стоит в одном ряду с «Большими Пророками», книга Даниила значительно отличается от книг Исайи, Иеремии и Иезекииля именно в силу преобладания повествовательного жанра (рассказы о героях веры) и апокалиптического материала (пророчества о конце мира). В еврейском каноне, в отличие от христианского канона, книга Даниила отнесена к «Писаниям». По своей краткости (она состоит всего лишь из двенадцати глав) она скорее напоминает некоторые книги Малых пророков. Первая половина книги (главы 1–6) состоит из рассказов и вторая ее половина (главы 7–12) это видения и апокалиптические тексты. Повествовательная часть книги содержит рассказы о жизни еврейской общины в изгнании в Вавилонии и Персии. Даниил, один из таких еврейских пленников, – центральный персонаж всей книги. Читая ее, мы узнаем удивительные подробности жизни и деятельности Даниила, который был доверенным лицом трех знаменитых монархов древнего мира: Навуходоносора, Валтасара и Дария. Показанные Даниилу видения о будущем содержат в себе несколько уровней изображения исторических событий: здесь и панорама политической истории римской империи и предшествовавших ей древних держав и, в более широком плане, панорама вселенской истории противоборства сил добра и зла и созидания Царства Божия. Книга Даниила содержит ответы на извечные вопросы: Как посвятившим себя Богу сохранить верность Ему в контексте культуры, враждебной библейским ценностям? Что ожидает нас в будущем и как завершится история мира?Четыре видения, не случайно данные в виде таинственных пророческих символов, даже при первом прочтении приводят непредубежденного читателя к осознанию того, что Богу ведомо будущее ничуть не меньше, чем минувшее. Он, истинный Властелин мира, знает и то, как, не лишая свободы выбора сотворенных им людей, избавить всякого верующего в Него от страданий и смерти и утвердить Царство мира и справедливости на земле.Книга Даниила – одна из важнейших пророческих книг Библии, ее центральная идея – вера в Бога Яхве как Верховного Владыку и Спасителя мира. «Власть, слава и царство – всё было дано Ему, чтобы пред Ним преклонились все народы, племена и языки. Власть Его будет вечной, непреходящей и царство Его – нерушимо» (7:14).Даниил и его товарищи при дворе Навуходоносора1 На третий год правления Иоакима[3]а, царя Иудеи, пошел Навуходоносор[4]б, царь вавилонский, в поход на Иерусалим и взял его в осаду. 2И по воле Господа оказался в руках Навуходоносора царь Иудеи Иоаким[5]а и часть священных сосудов[6]б из Дома Божьего. По повелению Навуходоносора эти сосуды были увезены в землю Шинар[7]в и помещены там в храмовую сокровищницу его бога[8]г.