3.8. ТАИНСТВА ЦЕРКВИ И "СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ"

Известно, что во многих сектантских сообществах приняты некоторые обряды, которые внешне могут напоминать Таинства Церкви. Без сомнения можно говорить о полной безблагодатности таких символических актов, происходящих вне тела Христова. Так как целью этой работы не является исследование церковных таинств, мы рассмотрим только некоторые из них, причем с учетом специфики разрабатываемой темы.

Присоединение к "Обществу Сторожевой башни" производится через действие, которое сектантами называется "крещением". В связи с этим целесообразно указать на два основных аргумента приводимых "Свидетелями Иеговы" в защиту необходимости совершения этого акта над представителями традиционных конфессий. Следует также рассмотреть учение о священстве, так как вопрос о церковной иерархии может возникнуть во время диалога с членами организации. Вопросов, связанных с другими таинствами, мы полагаем возможным не касаться в этой работе.

3.8.1. О КРЕЩЕНИИ Перекрещивание в большинстве сектантских организаций, в том числе и у "Свидетелей Иеговы", является видимым знаком вхождения в общину. Этим действием новый член организации отказывается от принадлежности к Церкви. Он соглашается с тем, что секта, в которой его перекрещивают, единственная, содержащая полноту истины. Чтобы психологически облегчить "крещаемому" душевный дискомфорт, возникающий от понимания двусмысленности его поступка, руководством секты пускается в ход старый тезис о недействительности крещения детей. Особенно настойчиво внушается такое мнение в странах, где большинство населения крестится вскоре после рождения. Успешной проповеди подобных взглядов способствует укоренившийся в широких слоях общества взгляд на ребенка, как на безгрешное существо. "Как же милостивый Господь не спасет детей и без обрядов?" - часто слышим мы вопрос. Ведь и Сам Христос сказал: "Таковых есть Царствие Божие" (Мф.10:14). И Апостол Павел пишет: "неверующий муж освящается женою верующею, а жена неверующая освящается мужем верующим; иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы" (1 Кор.7:14). Для правильного понимания этих мест Священного Писания необходимо вспомнить библейское учение о первородном грехе. Ведь даже большинство традиционных протестантских конфессий придерживаются мнения, что каждый человек повторяет грех Адама. Такая точка зрения опровергалась уже в Новом Завете: "...одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ... Смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама..." (Рим.5:12,14) По слову Апостола, через грех смерть вошла во всех человеков, и действительно, все люди умирают, в том числе и младенцы, хотя они и не имеют собственных грехов, а также не могут и грешить, беря пример с Адама или с кого-либо. Из Писания видно, что через первого человека, грех вошел в мир, не остался в своем первоисточнике, но распространился, перешел из него во всех людей. Первый грешник родил грешников, подлежащих смерти. Та же мысль заключена и в следующих словах: "как в Адаме все умирают, то во Христе все оживут" (1 Кор.15:22). Если все люди умирают во Адаме, то, значит, умирают одной с ним смертью, происшедшей вследствие его греха. В Ветхом Завете, а конкретнее в Книге Иова, мы находим подтверждение этим мыслям. Изображая бедствия человеческой жизни, праведный муж говорит: "Кто родится чистым от нечистого? Ни один" (Иов.14:4). В Септуагинте это место звучит по другому: "кто чист будет от скверны, никто, если и один день жизни его на земле" (ti;w ga'r kaqaro'w e]stai ajpo' rJu;pou, ajll~ oujqei;w, eja'n kai' mi;a hJme;ra oJ bi;ow aujtou[ ejpi' th[w gh[w) (Иов.14:4,5). Здесь явно речь идет о какой-то греховной нечистоте, от которой не свободен никто из людей, и притом от самого рождения. Что же это за скверна? Так как по описанию Иова она представляется причиной бедствий человеческой жизни (Иов.14:1-2) и делает человека повинным суду Божию, то, разумеется, эта поврежденность не имеет физическую природу, которая не может сама собой делать человека виновным перед Богом. Следовательно, грехом повреждено нечто, переходящее на всех нас от прародителей. Святой пророк царь Давид в знаменитом пятидесятом псалме также пишет: "Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя" (Пс.50:7). Здесь нельзя предполагать личного греха царя-пророка, потому что в этом грехе, говорит он, я зачат и родился; этот грех, следовательно, был присущ ему с такого времени, когда он не имел еще возможности личной деятельности. Нельзя предполагать и греха родителей Давида, то есть будто он зачат и рожден ими беззаконно: известно, что пророк не был плодом преступления, что Иессей, отец его, вел жизнь праведника, а мать Давида была законная жена Иессея. Поэтому нельзя ничего иного подразумевать под "беззаконием", в котором автор зачат и рожден, как тот грех, который родившись от первого непослушания Адама, переходит от прародителя на все его потомство. Биологический закон зачатия и рождения для всех людей один и тот же, следовательно, нельзя указать причины, почему один только царь Израилев был зачат и рожден во грехе прародительском, а все остальные люди были бы от него свободны. Действенность Таинства Крещения на всех людей вне зависимости от возраста логически вытекают из беседы Спасителя с Никодимом: "...истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть Дух" (Ин.3:5,6). Смысл этих слов в том, что человек, рожденный естественным образом, кто бы он ни был, иудей или язычник, никак не может войти в Царствие Божие, в Царство Благодати, а потом и в Царство Славы, если не родится свыше в Таинстве Крещения. И отсюда также следует, что все люди, по своему естеству подвержены нравственной нечистоте, потому что она служит для них препятствием для вступления в Царство Христово. Причем эта скверна греха распространяется на человека через биологическое рождение, и все люди до крещения, по словам Апостола Павла, были "...по природе чадами гнева..." (Еф.2:3) Серьезным аргументом против крещения детей, с точки зрения многих сектантов, является неспособность младенцев к исповедыванию своих грехов. При этом используются тексты Священного Писания, говорящие о необходимости покаяния для взрослых людей, приступающих к Крещению: "Явился Иоанн крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов ... и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои" (Мр.1:4,5 = Мф.3:2,6). "Покайтеся и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа" (Деян.2:38). Из этих мест, конечно, совершенно ясно, что взрослому человеку перед Крещением необходимо покаяться, изменить свою жизнь. Но к детям это не относится. Кроме того в Новом Завете существует упоминание о возможности крещения за неспособных к покаянию: "Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?" (1 Кор.15:29) 345 Ясно, что усопшие покаяться уже не в состоянии, но в первохристианских общинах видимо за них крестились.