КНИГА ЕККЛЕЗИАСТ в русском переводе с греческого текста LXX, с примечаниями

393

Гр. буд. ™xicni£setai — изслѣдитъ, по контексту, перев. прошедшимъ.

394

KÒsmion — благозвучіе по слогу и мысли.

395

Характеристика приложима къ Соломону. 3 Цар. 4, 32—34.396Словеса хотѣнія — желательныя слова.397При красотѣ наблюдалась точность выраженія мыслей.398И правду моральную и умственную старался сообщать, а не фантазіи и вредныя выдумки.399Гр. boÚkentra — остны или рожны, которыми погоняли воловъ.400Возбуждаютъ умственную дѣятельность читателей.401Отъ Господа — Единаго Пастыря (Іоан. 10, 16). Они богодухновенны, а люди — трость книжника скорописца (Пс. 44, 2). Іеронимъ и Олимпіодоръ.402PerissÒn ™x aÙtîn — какъ бы послѣднее (первое — въ 9 ст.) дополненіе и заключеніе къ книгѣ; по нашему: въ заключеніе считаю тебѣ нужнымъ сказать…403Разумѣются книги, наполненныя "ученіемъ" суетнымъ, порождающимъ лишь "утомленіе" и разочарованіе, внѣ вѣры въ Бога и Его промыслъ. Прим. къ 1, 18.404Гр. toÚto p©j Ð ¥nqrwpoj — сіе всякъ человѣкъ, букв. это — весь человѣкъ, въ этомъ цѣль и смыслъ его жизни. Это "аріаднина нить, которая выводитъ писателя и читателей изъ лабиринта скепсиса". Толк. Библ. V, 36.405Конечно, имѣется въ виду преимущественно человѣкъ.406Очевидно, разумѣется всеобщій загробный судъ, о которомъ часто говорилъ Екклесіастъ. 3, 18. 8, 14. 11, 9. 12, 7.407Гр. parewramšnJ — недосмотрѣнномъ, просмотрѣнномъ, сдѣланномъ съ пропусками и небрежно. Слав. прегрѣшеніи — неумѣстно въ контекстѣ.408Т. е. когда человѣкъ не сдѣлалъ тщательно, пользуясь всѣми своими силами и средствами, хорошаго дѣла, или также старательно не ухранилъ себя и другихъ отъ худого дѣла, непринявъ всѣхъ "мѣръ предосторожности". Такимъ образомъ, теоретическій выводъ изъ мудрствованія Екклесіаста — примиреніе ненормальностей и суетъ въ жизни міра и людей въ вѣрѣ въ Бога и Его Промыслъ, хотя и непостижимый въ своихъ деталяхъ для человѣческаго разума. Практическій выводъ — вѣра въ Божій всеобщій загробный судъ, съ юности и до старости человѣка, — въ судъ, на которомъ будетъ праведное воздаяніе за всѣ поступки людей, добрые и худые, и даже за малѣйшіе ихъ проступки и погрѣшности противъ нравственнаго долга. Безъ вѣры въ эти аксіомы — все въ жизни и въ мірѣ — суета, а при вѣрѣ — радость и покой. — Вотъ чему научаетъ Екклесіастъ въ своей, по отеческому наименованію, "церковной" книгѣ.