Роман Владимирович Жолудь

4.2. Коммуникативные особенности православной проповеди

Особенности существования православной проповеди неразрывно связаны с системой ее функций. Нам представляется необходимым выделить самые основные.

1. Функция религиозной пропаганды. Для проповеди она является важнейшей: все остальные функции в той или иной степени подчинены ей. Функцией религиозной пропаганды обусловлено все наполнение текста: художественноэстетическое, философскобогословское, психологическое, социальное, нравственное и др. Именно в этой функции реализуется христианская прагматика, подчиняющая все доступные автору средства для выполнения религиозной сверхзадачи.

2. Социальнопросветительская функция. Проповедь не только заставляет аудиторию воспринять и осознать религиозную доктрину, излагаемую автором (что подразумевает индивидуальную рефлексию каждого субъекта аудитории). Проповедничество – это всегда акт социального просвещения. Думается, что слово «просвещение» в данном контексте имеет особое значение и не сводится только к образовательной деятельности или повышению культурного уровня (хотя в условиях многонационального византийского государства, жители которого находились зачастую на разных уровнях культурного развития, это было важно). Для христианского проповедника просвещение имело и мистический смысл. Как уже говорилось, светзнание в христианском богословии является атрибутом Бога. Поэтому проповедник считается в определенной степени передатчиком, носителем этого божественного светазнания, «просветителем». Именно по указанной причине проповедническая деятельность была обязательным атрибутом древнехристианской жизни. Уже апостол Павел говорит в Первом послании к Коринфянам: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую» (1 Кор. 9, 16). Для Иоанна Златоуста дар слова – лучшее орудие проповедника, которым тот обязательно должен владеть: «...предоставлен один вид и способ врачевания – учение словом. Вот орудие, вот пища, вот превосходное растворение воздуха! Это вместо лекарства, это вместо огня, это вместо железа; нужно ли прижечь или отсечь, необходимо употребить слово; если оно нисколько не подействует, то все прочее напрасно» («О священстве» 4, 3). Этой теме – церковному красноречию – посвящено и пятое «Слово о священстве» Златоуста. 3. Коммуникативная функция. Проповедь является одним из основных методов коммуникации в православной Церкви. Хотя данная функция может представляться вторичной, рассмотрение коммуникативных особенностей проповеди имеет большое значение для настоящего исследования. Опишем самые важные из них. 1. Коммуникация в рамках проповеди носит чаще всего односторонний характер, от оратора к аудитории. Поэтому проповедник всегда выступает в роли учителя, вождя, наставника, т.е. находится в неравном положении по отношению к аудитории, которую он поучает. Поэтому проповедь повлияла на установление авторитарного стиля коммуникации в традиционном христианстве (дополнительную роль здесь сыграло и то обстоятельство, что проповедник зачастую имел духовный сан или являлся монахом; это еще больше возвеличивало его в глазах аудитории). Оратор говорит к народу с возвышения (в храме – с амвона), он и физически, как правило, выше него. «Когда смотрю на вашу малочисленность и вижу, что наше стадо уменьшается в каждое собрание..», – так начинает свое «Увещание ходить в церковь» Иоанн Златоуст[119]. «Вижу, что многие после крещения живут небрежнее некрестившихся», – порицает он в другом выступлении[120]. Так проповедник становится одновременно учителем, утешителем и обличителем. 2. Проповедь имеет специфические механизмы, позволяющие оратору устанавливать дополнительный контакт с аудиторией. Ими являются, в первую очередь, религиозные речевые формулы. Так, большинство христианских выступлений заканчивается словами, воздающими хвалу Богу. Например, одна из проповедей Иоанна Златоуста, посвященная примирению с врагами, завершается следующим образом: «Бог же мира и любви, исторгнув всякое раздражение, озлобление и гнев из дугам нашей, да даст нам, как сочленам, тесно соединиться друг с другом и согласно, одними устами и одною душой, постоянно воссылать Ему подобающие благодарственные песнопения, ибо Ему слава и держава во веки веков. Аминь»[121]. Мистическая формула – по сути, краткая молитва – является призывом к аудитории присоединиться к молитвенному прошению оратора, принять участие в его призыве, что означает согласиться с содержанием проповеди, принять ее слова. Не случайно по православной традиции по окончании проповеди аудитория повторяет за священником слово «аминь» (от древнееврейского «да будет верно»).