Введение в Ветхий Завет

(в самом деле, как часто поручительство и немудрая доверчивость становятся причиной тяжких трагедий)

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника … но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. (Или пойди к пчеле, и познай, как она трудолюбива, какую … работу она производит, ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины … хотя силою она слаба, но мудростью почтена.) Доколе ленивец, будешь спать? … Немного поспишь, немного подремлешь … и придет, как прохожий, бедность твоя».

(6, 6-11)

Муравей и пчела часто вспоминаются в религиозной литературе как яркие примеры премудрого Божественного устроения всей твари. В связи с последней строкой цитаты необходимо напомнить, что в ВЗ иудаизме, во многом ориентированном на земную жизнь, богатство считается свидетельством благословения Божия и результатом трудолюбия, и в отношении богатства и бедности в книге Притчей мы находим замечательное высказывание:

«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?», и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе».

(30, 7-9)

Притчи проникнуты упованием на неотвратимое наказание любого нераскаянного грешника и посюстороннее блаженство мудрого праведника. «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими…» (как верно подмечено: лгун нервничает, его и походка выдает!) «…коварство в сердце его; он умышляет зло … сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, Вдруг будет разбит — без исцеления». (6, 12-15)(тут на ум сразу приходит немалое число исторических примеров) «Вот шесть, что ненавидит Господь … глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями». (6, 16-19).Таким методом перечисления автор пользуется довольно часто: «От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб, позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей». (30, 21-23)Отметим попутно, что направляя не только дела, но и слова, желания и мысли юного слушателя, автор Притч свидетельствуют о ВЗ-ной аскетике: «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет … Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи … При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен. Благословение Господне — оно обогащает и печали с собой не приносит.(10, 3, 12, 19, 22) Благотворительная душа будет насыщена, и кто напаяет других, тот и сам напоен будет». (10, 3, 12, 1119, 22; 11, 25).Ведь никаким законом не научишься правильной оценке собственного поведения: «Не учащай входить в дом друга своего, чтобы он … не возненавидел тебя» (25, 17)