Согласно своему достоинству, человек призван к благим делам. Он обязан проявлять заботу об окружающем мире и людях. Стремлением его жизни должно быть совершение доб­ра и научение добру, а не злу: «Итак, кто нарушит одну из за­поведей сих малейших и научит так людей, тот малейшим на­речется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот ве­ликим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5,19).

С точки зрения Православной Церкви, политико-пра­вовой институт прав человека может служить благим це­лям защиты человеческого достоинства и содействовать духовно-нравственному развитию личности. Для этого реализация прав человека не должна вступать в противоречие с богоустановленными нравственными нормами и основанной на них традиционной моралью. Индивидуаль­ные права человека не могут противопоставляться ценностям и интересам Отечества, общины, семьи. Осуществление прав че­ловека не должно быть оправданием для посягательства на ре­лигиозные святыни, культурные ценности, самобытность наро­да. Права человека не могут служить поводом для нанесения непоправимого урона природному достоянию.

4. Достоинство и свобода

в системе прав человека

4.1. Существуют разные традиции толкования и нацио­нальные особенности реализации комплекса прав и свобод. Современная система прав человека носит разветвленный ха­рактер и имеет тенденцию к еще большей детализации. В мире нет общепринятой классификации прав и свобод. Различные правовые школы объединяют их в группы по разным критери­ям. Церковь в силу своего основного призвания предлагает рассматривать права и свободы с точки зрения их возможной роли в создании благоприятных внешних условий для совер­шенствования личности на пути спасения.

4.3. Свобода совести. Дар свободы выбора опознается человеком прежде всего в возможности выбирать мировоз­зренческие ориентиры своей жизни. Как пишет святитель Ириней Лионский, «Бог сотворил его (человека) свободным, имеющим свою власть добровольно исполнять волю Бо- жию, а не по принуждению от Бога» («Против ересей», гл. XXXV1, 1,4). Принцип свободы совести находится в гармонии с волей Божией, если защищает человека от произвола по от­ношению к его внутреннему миру, от навязывания ему силой тех или иных убеждений. Недаром в Основах социальной кон­цепции Русской Православной Церкви признается необходи­мость «сохранить для человека некую автономную сферу, где его совесть остается "самовластным"» хозяином, ибо от свободного волеизъявления в конечном счете зависят спасение или гибель, путь ко Христу или путь от Христа» (ОСК, 1V, 6). В условиях светского государства провозглашенная и утвер­жденная законом свобода совести позволяет Церкви сохра­нить свою самобытность и независимость от людей иных убе­ждений, дает юридическое основание как для неприкосновен­ности ее внутренней жизни, так и для публичного свидетельст­ва об Истине. Вместе с тем «утверждение юридического прин­ципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей» (ОСК, 111, 6). Подчас свобода совести трактуется как требование рели­гиозной нейтральности или индифферентности государства и общества. Некоторые идеологические интерпретации религи­озной свободы настаивают на признании относительными или «равно истинными» всех вероисповеданий. Это неприем­лемо для Церкви, которая, уважая свободу выбора, призвана свидетельствовать о хранимой ею Истине и обличать заблуж­дения (см.: 1 Тим. 3,15). Общество имеет право свободно определять содержание и объем взаимодействия государства с разными религиозными общинами в зависимости от их численности, традиционности для страны или региона, вклада в историю и культуру, от гра­жданской позиции. При этом должно сохраняться равенство граждан перед законом вне зависимости от их отношения к ре­лигии. Принцип свободы совести не является препятствием для партнерских отношений Церкви и государства в социаль­ной, благотворительной, образовательной и другой общест­венно значимой деятельности. Нельзя со ссылкой на свободу совести, извращая саму суть этого принципа, устанавливать всецелый контроль за жизнью и убеждениями человека, разрушать личную, семейную и общественную нравственность, оскорблять религиозные чувства, посягать на святыни, наносить ущерб духовно-культурной самобытности народа. 4.4. Свобода слова. Свобода выражения мыслей и чувств, предполагающая возможность распространения информации, является естественным продолжением свободы мировоззренческого выбора. Слово служит основным средст­вом общения людей с Богом и между собой. Содержание об­щения серьезно влияет на благополучие человека и межлич­ностные отношения в обществе. Человек несет особую ответ­ственность за свои слова. «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься», — говорится в Священном Писании (Мф. 12,37). Публичные выступления и заявления не должны содействовать распространению греха, порождать распри и нестроения в обществе. Слово должно созидать и поддержи­вать добро. Особенно опасно оскорблять религиозные и на­циональные чувства, искажать информацию о жизни тех или иных религиозных общин, народов, социальных групп, лич­ностей. Ответственность за слово многократно возрастает в современном мире, переживающем бурное развитие техноло­гий хранения и распространения информации. 4.7. Гражданские и политические права. В Священном Писании верующие наставляются на исполнение семейных и общественно значимых обязанностей как на послушание Хри­сту (см.: Лк. 3,10-14; Еф. 5, 23-33; Тит. 3,1). Святой апостол Павел не раз пользовался правами римского гражданина, что­бы беспрепятственно проповедовать Слово Божие. Граждан­ские и политические права предоставляют человеку широкие возможности для деятельного служения ближнему. Исполь­зуя этот инструмент, гражданин может оказывать влияние на жизнь социума и участвовать в управлении делами государст­ва. От того, как человек распоряжается своим правом изби­рать и быть избранным, свободой ассоциаций и союзов, сво­бодой слова и убеждений, зависит благополучие общества.