Пользование политическими и гражданскими правами не должно приводить к разделениям и вражде. Православная традиция соборности предполагает сохранение единства об­щества на основе непреходящих нравственных ценностей. Церковь призывает людей сдерживать свои эгоистические устремления ради общего блага.

В истории народов, окормляемых Русской Православной Церковью, сложилось плодотворное представление о необхо­димости соработничества власти и общества. Политические права могут полноценно служить такому принципу государ­ственно-общественных отношений. Для этого необходимо ре­альное представительство интересов граждан на различных уровнях власти и обеспечение возможностей для гражданско­го действия.

Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не долж­ны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономи­ческих и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о лю­бых сторонах жизни людей без их согласия. В случаях, ко­гда того требуют защита Отечества, сохранение нравст­венности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие пре­ступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия. Однако и в этих случаях получение и использование информации должно осуществляться сообразно заявленным целям и с соблюдением законности. Методы сбора и обработки ин­формации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать чело­века из субъекта общественных отношений в объект ма­шинного управления. Еще более опасным для свободы че­ловека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над лич­ностью и управления ею.

Единство и взаимосвязанность гражданских и политиче­ских, экономических и социальных, индивидуальных и кол­лективных прав человека способно содействовать гармонич­ному устроению жизни общества как на национальном, так и на международном уровне. Общественная ценность и эффек­тивность всей системы прав человека зависят от того, насколь­ко она создает условия для возрастания личности в богодан­ном достоинстве и сопрягается с ответственностью человека за свои поступки перед Богом и ближними.

5. Принципы и направления правозащитной деятельности Русской Православной Церкви

5.1. С древних времен и до сего дня Православная Церковь печалуется перед властью за людей несправедливо осужден­ных, униженных, обездоленных, подвергаемых эксплуатации. Милосердное ходатайство Церкви распространяется и на тех, кто несет справедливую кару за преступления. Церковь также многократно призывала остановить насилие и смягчить нра­вы, когда разгорались конфликты, в ходе которых попирались права человека на жизнь, здоровье, свободу и достояние. На­конец, в годы богоборческих гонений православные иерархи, священнослужители и миряне обращались к власти и общест­ву, защищая свободу исповедания веры, отстаивая право на широкое участие религиозных общин в жизни народа.

5.2. Точно так же и сегодня мы призваны ревностно — не только на словах, но и на деле — заботиться о сохранении прав и достоинства человека. При этом мы сознаем, что в современ­ном мире права человека подчас нарушаются, а его достоинст­во попирается не только государственной властью, но и транс­национальными структурами, субъектами экономики, псевдо­религиозными группами, террористическими и иными пре­ступными сообществами. Все чаще достоинство и права чело­века приходится ограждать от разрушительной информаци­онной агрессии. Для наших правозащитных трудов ныне следует особо вы­делить следующие области: — отстаивание права людей на свободное исповедание веры, на совершение молитвы и богослужения, на сохранение духовно-культурных традиций, на следование религиозным принципам как в частной жизни, так и в сфере общественного действия; противостояние преступлениям на почве национальной и религиозной вражды; охрана личности от произвола лиц, облеченных властью, и работодателей, а также от насилия и унижения в семье и коллективе; защита жизни, свободного выбора и достояния людей в ходе межнациональных, политических, экономических и со­циальных конфликтов; пастырское попечение о воинах, о сохранении их прав и достоинства в условиях боевых действий и несения службы в мирное время;