4.3. Свобода совести. Дар свободы выбора опознается человеком прежде всего в возможности выбирать мировоз­зренческие ориентиры своей жизни. Как пишет святитель Ириней Лионский, «Бог сотворил его (человека) свободным, имеющим свою власть добровольно исполнять волю Бо- жию, а не по принуждению от Бога» («Против ересей», гл. XXXV1, 1,4). Принцип свободы совести находится в гармонии с волей Божией, если защищает человека от произвола по от­ношению к его внутреннему миру, от навязывания ему силой тех или иных убеждений. Недаром в Основах социальной кон­цепции Русской Православной Церкви признается необходи­мость «сохранить для человека некую автономную сферу, где его совесть остается "самовластным"» хозяином, ибо от свободного волеизъявления в конечном счете зависят спасение или гибель, путь ко Христу или путь от Христа» (ОСК, 1V, 6). В условиях светского государства провозглашенная и утвер­жденная законом свобода совести позволяет Церкви сохра­нить свою самобытность и независимость от людей иных убе­ждений, дает юридическое основание как для неприкосновен­ности ее внутренней жизни, так и для публичного свидетельст­ва об Истине. Вместе с тем «утверждение юридического прин­ципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей» (ОСК, 111, 6).

Подчас свобода совести трактуется как требование рели­гиозной нейтральности или индифферентности государства и общества. Некоторые идеологические интерпретации религи­озной свободы настаивают на признании относительными или «равно истинными» всех вероисповеданий. Это неприем­лемо для Церкви, которая, уважая свободу выбора, призвана свидетельствовать о хранимой ею Истине и обличать заблуж­дения (см.: 1 Тим. 3,15).

Общество имеет право свободно определять содержание и объем взаимодействия государства с разными религиозными общинами в зависимости от их численности, традиционности для страны или региона, вклада в историю и культуру, от гра­жданской позиции. При этом должно сохраняться равенство граждан перед законом вне зависимости от их отношения к ре­лигии. Принцип свободы совести не является препятствием для партнерских отношений Церкви и государства в социаль­ной, благотворительной, образовательной и другой общест­венно значимой деятельности.

Нельзя со ссылкой на свободу совести, извращая саму суть этого принципа, устанавливать всецелый контроль за жизнью и убеждениями человека, разрушать личную, семейную и общественную нравственность, оскорблять религиозные чувства, посягать на святыни, наносить ущерб духовно-культурной самобытности народа.

4.4. Свобода слова. Свобода выражения мыслей и чувств, предполагающая возможность распространения информации, является естественным продолжением свободы мировоззренческого выбора. Слово служит основным средст­вом общения людей с Богом и между собой. Содержание об­щения серьезно влияет на благополучие человека и межлич­ностные отношения в обществе. Человек несет особую ответ­ственность за свои слова. «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься», — говорится в Священном Писании (Мф. 12,37). Публичные выступления и заявления не должны содействовать распространению греха, порождать распри и нестроения в обществе. Слово должно созидать и поддержи­вать добро. Особенно опасно оскорблять религиозные и на­циональные чувства, искажать информацию о жизни тех или иных религиозных общин, народов, социальных групп, лич­ностей. Ответственность за слово многократно возрастает в современном мире, переживающем бурное развитие техноло­гий хранения и распространения информации.

4.7. Гражданские и политические права. В Священном Писании верующие наставляются на исполнение семейных и общественно значимых обязанностей как на послушание Хри­сту (см.: Лк. 3,10-14; Еф. 5, 23-33; Тит. 3,1). Святой апостол Павел не раз пользовался правами римского гражданина, что­бы беспрепятственно проповедовать Слово Божие. Граждан­ские и политические права предоставляют человеку широкие возможности для деятельного служения ближнему. Исполь­зуя этот инструмент, гражданин может оказывать влияние на жизнь социума и участвовать в управлении делами государст­ва. От того, как человек распоряжается своим правом изби­рать и быть избранным, свободой ассоциаций и союзов, сво­бодой слова и убеждений, зависит благополучие общества.

Пользование политическими и гражданскими правами не должно приводить к разделениям и вражде. Православная традиция соборности предполагает сохранение единства об­щества на основе непреходящих нравственных ценностей. Церковь призывает людей сдерживать свои эгоистические устремления ради общего блага. В истории народов, окормляемых Русской Православной Церковью, сложилось плодотворное представление о необхо­димости соработничества власти и общества. Политические права могут полноценно служить такому принципу государ­ственно-общественных отношений. Для этого необходимо ре­альное представительство интересов граждан на различных уровнях власти и обеспечение возможностей для гражданско­го действия. Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не долж­ны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономи­ческих и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о лю­бых сторонах жизни людей без их согласия. В случаях, ко­гда того требуют защита Отечества, сохранение нравст­венности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие пре­ступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия. Однако и в этих случаях получение и использование информации должно осуществляться сообразно заявленным целям и с соблюдением законности. Методы сбора и обработки ин­формации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать чело­века из субъекта общественных отношений в объект ма­шинного управления. Еще более опасным для свободы че­ловека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над лич­ностью и управления ею. Единство и взаимосвязанность гражданских и политиче­ских, экономических и социальных, индивидуальных и кол­лективных прав человека способно содействовать гармонич­ному устроению жизни общества как на национальном, так и на международном уровне. Общественная ценность и эффек­тивность всей системы прав человека зависят от того, насколь­ко она создает условия для возрастания личности в богодан­ном достоинстве и сопрягается с ответственностью человека за свои поступки перед Богом и ближними. 5. Принципы и направления правозащитной деятельности Русской Православной Церкви 5.1. С древних времен и до сего дня Православная Церковь печалуется перед властью за людей несправедливо осужден­ных, униженных, обездоленных, подвергаемых эксплуатации. Милосердное ходатайство Церкви распространяется и на тех, кто несет справедливую кару за преступления. Церковь также многократно призывала остановить насилие и смягчить нра­вы, когда разгорались конфликты, в ходе которых попирались права человека на жизнь, здоровье, свободу и достояние. На­конец, в годы богоборческих гонений православные иерархи, священнослужители и миряне обращались к власти и общест­ву, защищая свободу исповедания веры, отстаивая право на широкое участие религиозных общин в жизни народа.