Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского

Воины, на которых возложено было испол­нить смертный приговор, произнесённый на Иисуса, взяли Его, сняли с Него багряницу, оставив на Нём терновый венец, облекли Его в Его одежды и повели на казнь. «И неся крест свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по Еврейски Голгофа. На пути (при выходе из го­рода) встретили они некоторого человека, назы­ваемого Симоном, отца Александрова и Руфова, который проходил там, возвращаясь с поля до­мой. Так как Божественный Спаситель, изну­рённый усталостью, падал под тяжестью креста, то они и возложили ему на плеча крест, чтобы он нёс его за Иисусом. Между тем, за Иисусом шло великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали об Нём. Иисус же обратясь к ним сказал: дщери Иерусалимские! Не плачь- тё обо Мне, но о себе плачьте и о детях ваших. Ибо наступают дни, в которые скажут: блажен­ны неплодные и утробы не родившие, и сосцы не питавшие. Тогда начнут говорить горам: па­дите на нас, и холмам: покройте нас. Ибо ежели с зеленеющим древом сие делают, то с сухим что будет? Вели с Иисусом на казнь ещё двух злодеев и скоро пришли на Лобное место.

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Вот великое зрелище, - восклицает Бл. Ав­густин ( Tract. 117. in loan.), - зрелище, которое нечестивый может обратить в предмет смеха, но которое, тем не менее, достойно удивления Ангелов и человеков! Иисус несёт древо Сво­ей казни, - это знак бесславия, но Он изменя­ет это позорное древо в Царский скипетр, пред которым преклонятся некогда Владыки мира - это несравненная слава!. Забудем на время бесчисленные обиды, горькие посмеяния, уда­ры, мучения, которым подвергнут был Боже­ственный Спаситель, от времени предания Его беззаконным Иудою в руки жестоких врагов даже до последнего издыхания, - остановимся на сем достойном удивления зрелище, которое представляет нам Сын Божий, благоизволивший умереть за тех самых людей, которые бес­человечно влекут Его на смерть. Он, по словам Иеремии, яко ягня незлобивое, ведомое на за- коление. Иерусалим, град неблагодарный! Ты с бесславием изгоняешь из недр своих своего Искупителя после всех благодеяний, которыми Он исполнил тебя! Его невинность, Его кротость не могут смягчить тебя, и, по-видимому, толь­ко раздражают ярость горделивых и кровожад­ных правителей твоих, но их ужасное торжество ускоряет их и твою погибель! Что до нас, то здесь уместно нам припомнить достойные памяти сии слова нашего Господа: если кто хочет быть Моим учеником, пусть возьмёт крест свой так же охотно, как Я несу Свой, и последует Мне; ибо сии скорбные обстоятельства страданий на­шего Божественного Учителя сильнее всего мо­гут пробудить в нас благочестивые чувствова­ния.

Сколько преимуществ, сколько сокровищ заключено в кресте! Можно ли после сего изумляться тому, что древние опытнейшие подвижники единодушно советуют душам, же­лающим возвыситься до их совершенств, непре­станно размышлять о таинствах креста?

Есть люди, отвергающие крест; есть дру­гие, которые несут его с ропотом; наконец, иные несут его с леностью и едва поднимают его от земли. Но также есть люди, несущие его мужественно и высоко. Нужно наблюдать, к какому классу принадлежим мы, впро­чем, должно уверить себя, что все люди носят крест, не исключая и тех, которые даже отри­цаются нести его; носят его люди добрые; но­сят и порочные, и для сих последних он гораз­до тяжелее, нежели для первых, потому что не пользуются они подкреплениями Божествен­ной благодати, изображаемой для нас в лице доброго Киринеянина, помогающего Иисусу нести Его тяжкое бремя.

Не нз сострадания Иудеи заставляют Си­мона нести крест Спасителя, но из утончён­ной жестокости. Спаситель до того ослабел от претерпенных уже Им мучений, что коле­блется на каждом шагу; так как изнеможение Его очевидно, то они принуждены были дать

Ему пособие, но не за тем, чтобы смягчить для Него наказание, а за тем, чтобы продлить оное, ибо они боятся, как бы Он не умер пре­жде, нежели будет распят. Иисус знал их на­мерение, но как Он не отрицался нести бремя, долженствовавшее сокрушить Его, так не от­казывается и от предлагаемого Ему пособия, хотя оно долженствовало только продлить Его томления. Так ли вы несёте крест свой? Так ли вы облегчаете тяжесть его? Успокое­ние от крестоношения имеет ли у вас целью то, чтобы сделать вас способными лучше служить Богу, Церкви и обществу? Не слишком ли вы снисходительны к себе и строги к другим, по­добно Фарисеям, которые возлагали на народ бремена тяжёлые и неудобоносимые, а сами и пальцем не хотели двинуть их.

Евангелие повествует, что Симон Кири- нейский был принуждён нести крест Иису­сов. Это значит, что никто по природе не любит креста, но что должно делать над собой уси­лие и побеждать свое отвращение: - что Бог, по благости Своей, заставляет нас любвеобиль­ными понуждениями обратиться к Нему; что для нашего именно спасения, даже когда мы оказываем сопротивление этому, - для спасе­ния именно, Он даёт нам крест, посылает болез­ни, неприятности, слишком чувствительные и противные нашим склонностям огорчения. Иногда мир, видя как великий грешник остав­ляет его, и даже попирает его, чтобы возвра­титься к Богу, думает, что он вступает на путь религии или от досады или от отчаяния: таково обыкновенно мирское суждение; но когда бы и так это было; то какая это блаженная доса­да! Какое святое отчаяние!, Если и бывает это так, то скоро порыв досады проходит, а между тем человек незаметно предаётся служению Богу, и связуется узами любви, которая облег­чает иго Христово, первоначально казавшее­ся превышающим наши силы. Ибо случается, что иной, по прихоти своего воображения, или, следуя коварным советам, выбирает такой род жизни, где все, по-видимому, сулит ему счастье, но дело кончается роковым разочарованием; тогда как другой, вопреки своей воле, но из по­слушания, вступает на путь жизни, противной его желаниям, и благоговеет пред Провидением, лобызает крест свой и несёт его охотно, и дело оканчивается тем, что в этом именно пути он усматривает путь своего спасения.Великая Голгофская жертва(Матф. 27, Map. 15, Лук. 23, Иоанн. 19)Когда Иисус пришёл на Лобное место, то дава­ли Ему пить уксусу, смешанного с желчью; но Он, отведав его, не хотел пить. С Ним распя­ли двух разбойников, одного по правую, друго­го по левую сторону; так исполнилось сказание в Писании: и к злодеям притчен (Ис. 53, 12). Тогда, молясь за Своих распинателей, Он сказал: Отче прости им; ибо не знают, что делают.Написали же на верхней части креста по Ев­рейски, по Гречески и по Римски вину Его осуждения: Иисус, Назарянин> Царь Иудей­ский. Но первосвященники, прочитав эту над­пись, сказали Пилату: не пиши: Царь Иудей­ский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат ответствовал: что я написал, то написал.Воины же, когда распяли Иисуса Христа, взяли одежды Его и разделили на четыре ча­сти, каждому воину по части, и хитон (нижнюю одежду); хитон же был не сшитый, а тканый весь сверху донизу. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а кинем жребий, кому он достанется. Так сбылоеь сказанное в Писа­нии: разделили ризы Мои по себе, и об одежде Моей метали жребий. Вот что сделали воины. После сего, они седши стерегли Его, чтобы кто не снял Его с креста и не унёс. Было около трёх часов дня, то есть, девять часов с утра, в то вре­мя как Иисус был распят:Иисус, претерпевая смертные мучения, в то же время подвергнут был самым жестоким уко­ризнам. «Проходящие останавливались посмо­треть на Него и злословили Его, кивая главами своими и говоря: разрушающий храм и в три, дня созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Вместе с простым народом и начальники насмехались над Ним. Первосвященники, книжники и старейшины ругаясь говорили: других спасал, а Себя Само­го не может спасти? Если Он. Царь Израйлев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него. Он уповал на Бога, пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему: ибо Он говорил: Я Сын Божий. Святый Царь Давид предсказал вси сии поношения; и Иудеи ненамеренно споспе­шествовали исполнению торжественно произ­несенного пророчества. ^ Также и воины руга­лись над Ним, и^ подходя, подносили Ему ук­сус. В дополнение оскорбления - разбойники, распятые с Ним, ругались над Ним. Однако ж, тогда как один из повешенных злодеев, злос­ловя Его, сказал: если Ты Христос, спаси Себя и нас, другой напротив, вдруг переменившись (по действию благодати) унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на тоже? И мы осуждены праведно; ибо достой­ное по делам нашим приняли; а Он ничего ху­дого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твоё. И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю».