Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского
При кресте Спасителя стояли: Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина. ИисуЬ, увидя Матерь и-ученика* которого любил, стоящих, говорит Матери Своей: вот сын Твой! Потом говорит ученику: вот матерь твоя! И с того часа ученик сей взял Её к себе.
В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до девятого часа. В девятом часу возопил Иисус громким голосом, говоря: Элои! Элои! Лама Савахфани? Что значит: Боже Мой! Боже Мой! Почто Ты оставил Меня? Некоторые из стоявших тут, услышав сие, говорили: вот, Илию зовёт. После сего Иисус, ведая, что всё уже совершилось (исключая одного только (незначительного) предсказанного обстоятельства) да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Один из стоявших при кресте в это время побежал, взял губу, наполнил уксусом и, наложив на трость, поил Его. А другие говорили: постой; посмотрим, придёт ли Илия спасти Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, то, видя, что всё предназначенное для Его жертвоприношения, исполнилось, сказал: совершилось! Потом, возгласив громким голосом, сказал: Отче, в руки Твои предаю дух Мой! И сказав сие и преклонив главу, предал дух».
НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Что сказать после сего повествования? Душа ощущает нужду только в молчании, чтобы сосредоточиться в себе и размыслить о высоких уроках, содержащихся в нём. Читая со вниманием сие простое изложение Евангельское о последних страданиях и смерти Иисуса Христа, можно ли не чувствовать благоговения в духе и умиления в сердце? Сила истины такова,-что самый нечестивый не может не уважать её, когда она является в столь ясном свете; и Божественный Промысл так устрояет, что она находит ревностных защитников себе среди самых отъявленных врагов своих. Посему мы намерены обратиться теперь не к Отцам Церкви, и не в их писаниях искать себе назидания: но постараемся найти себе удовлетворение в громких словах, вылившихся из-под пера одного из корифеев философии скептической, когда он говорит о несравненной истории жизни нашего божественного Владыки: «Евангелие, - говорит Жан Жак Руссо, - эта Божественная книга, при одном размышлении о её содержании, рождает в душе любовь к её Писанию и желание исполнять Его правила. Никогда добродетель не говорила столь кротким языком; никогда самая высокая мудрость не выражалась с такою силою и простотою. Прочитав её, нельзя не почувствовать себя лучшим чем прежде (Эмиль том 4). Обратите, в самом деле, внимание на великолепные сочинения философов; как они малы пред сею книгою! Возможное ли дело, чтобы сия книга, вместе и столь высокая и столь мудрая была произведением ума человеческого? Возможное ли дело, чтобы Тот, Чью Историю она содержит в себе, был простой только человек? Заметен ли в ней тон энтузиаста или честолюбивого основателя секты? Какая кротость, какая чистота в Его нравственности! Какая трогательная приятность в Его наставлениях! Какая возвышенность в Его правилах! Какая глубокая мудрость в Его беседах! Какое присутствие духа, какая проницательность и справедливость в Его ответах, какое владычество над Своими чувствованиями! Представьте человека, представьте такого мудреца, который умел бы так действовать, страдать и умереть - без слабости и без тщеславия? Когда Платон описывает своего воображаемого Праведника, покрытого поруганием, как злодея, и между тем достойного всех наград за добродетель свою, он очень сходно изображает Иисуса Христа; это поразительное сходство чувствовали даже Отцы Церкви, и нельзя не заметить его! Какое предубеждение, и какое ослепление было бы - сравнивать сына Софронискова с Сыном Марии! Какое неизмеримое расстояние между тем и Другим! Сократ, умирающий без страданий, и не бесславной смертью, легко мог выдержать себя до конца, и если бы эта лёгкая смерть не прославила его жизнь, то можно бы было усомниться в том, оказался ли бы Сократ чем другим, а не софистом! Он, говорят, изобрёл учение нравственное; но другие ещё до него исполняли на самом деле это учение, - он только выразил словами то, что другие делали, их примеры обратил в уроки... Притом, у своих ли он заимствовал ту возвышенную и чистую нравственность, которой уроки и образцы преподавал он один? Смерть Сократа, спокойно любомудрствующего со своими друзьями, есть самая приятная, какой только можно желать; смерть Иисуса, испускающего дух Свой среди мучений, поношений, посмеяния и злословия всего народа, есть самая ужасная, какой только можно страшиться! Сократ, принимая чашу с ядом, утешает того, который подаёт её ему с плачем: Иисус среди ужаснейших мучений молится за Своих ожесточенных распинателей! Скажут ли, что Евангельская История выдумана для того, чтобы доставить удовольствие? Нет, нет; так не выдумывают: и обстоятельства жизни Сократа, в которых никто не сомневается, не с такою достоверностью засвидетельствованы, с какою обстоятельства жизни Иисуса? Христа. Притом утверждать это значило бы уклоняться от затруднения, не разрешая его! Было бы более несообразности в том предположении, что многие лица с общего согласия сочинили эту историю, нежели в том, что Одно Лицо доставило им Своею жизнью один общий предмет для описания; никогда бы писателям иудейским не выдумать ни такого повествовательного тона, ни такой нравственности! Евангелие представляет признаки истины столь поразительные, столь соверщенно неподражаемые, что изобретатель таких характеров заслуживал бы большего удивления, чем сам его Герой (Письмо 1.4)
Всего, сказанного нами, слишком достаточно, чтобы заградить уста неверующих прошедшего, настоящего и будущего времени. Нет нужды присовокуплять к сему, что сам Вольтер - этот беспощадный разоритель всякой нравственности и всякой религии, равно как всякой здравой философии и достойной одобрения Политики, так непростительно злоупотреблявший своим умом, сам Вольтер неоднократно не мог не отдать искреннего почтения Божественному посланничеству Иисуса, умершего на кресте для спасения мира, Иисуса, на Церковь Которого он нападал с неистовой яростью, и Которого самого он хотел сокрушить силою насмешек; так родоначальник новейших нечестивцев сказал: «пример, поданный Иисусом Христом свят; Его нравоучение Божественно»...
Но к чему ж такая позорная казнь? Говорят неверующие. Не естественнее ли было Богу простить грех Адамов, нежели казнить его так страшно в лице собственного Сына? Чтобы узнать, были ли страдания Иисуса Христа излишни и недостойны Бога, - самое надёжное средство для сего судить по их следствиям. Смерть Богочеловека на кресте даёт нам понятие и о Божием правосудии, и о любви Его к нам, и, возбуждая в нас отвращение от греха, внушает нам глубочайшую благодарность за Его божественные благодеяния; от этого происходило то, что столь многие души, долгое время косневшие в пороках и самолюбии, вступали на путь жизни святой и исполненной самопожертвований. Смерть Богочеловека на кресте внушает Христианину мужество скорее вытерпеть ужаснейшие мучения, нежели изменить своей вере: отселе столь много мучеников всякого возраста, всякого сословия. Смерть Богочеловека на кресте поддерживает и утешает верующего в его скорбях, и облегчает для него муки смертные; отселе столько праведников, являющих образцы терпения при всяких испытаниях, и совершенной покорности. После сего послушаем ап. Павла к Коринфянам: мы проповедуем, восклицает он, Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие; самим же званным, то есть, верующим, Иудеем же и Эллином Христа Божию силу и Божию премудрость (1 Кор.1, 23. 34). В самом деле, есть ли что изумительнее чудесного обращения мира проповедью о распятом Боге? Это чудо, однако ж, несомненно существует в течение 1800 лет, не смотря на неслыханные усилия неверующих всех времён, и будет существовать до конца вселенной. Иисус Христос сказал: Аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе; Он исполнил слово сие и совершит точно так же и Своё обетование - пребывать со Своею Церковью до скончания века.
Неверующие нашего времени, ещё более враждебные к Иисусу Христу, нежели Его современники, не краснея, подвергают подозрению Его чудеса, как те, которые Он совершил при жизни, так и бывшие при Его смерти. «Столь очевидные чудеса, говорят они, если бы они в самом деле были совершены, в состоянии были бы обратить к вере Фарисеев, Книжников и Начальников синагоги».
Но Апостолы действительно, с одной стороны представляя пророчества Давида и Исаии, с другой повествование Евангелистов, обратили к вере во Христа всех тех между Иудеями и язычниками, которые охотно внимали им и добросовестно искали истины. А что весьма великое число людей осталось в неверии, этому удивляться не следует, когда мы сами ежедневно видим, до чего может дойти упорство и безумие людей, решившихся ничему не верить. Предлагающие такое возражение размышляли ли когда о действии предрассудков, зависти и ожесточенной ненависти! В течение трёх лет, в которые Иисус прошёл Иудею, исполняя её Своим учением и чудесами, отвращение и ярость против Него начальников Иудейских постоянно возрастали. Можно ли после сего изумляться, что предубеждённые против столь многих чудес, совершённых Иисусом Христом при жизни Его, не поверили чудесам Голгоф- ским? Отказываясь верить им, они являются неразумными, но последовательными; ибо одно и тоже побуждение ими руководствует, те же страсти их воодушевляют, те же начала управляют ими. Да и не видим ли мы, в образе действий неверующих нашего времени, ответа на их ложное умствование? Чудо очевидное, непререкаемое, постоянно существующее, - чудо обращения мира не пробуждает в них веры! Им ли удивляться, что чудеса, бывшие при Кресте, не обратили к вере неверующих того времени?!Что до нас, Христиане, то, желая созерцать Богочеловека во всём Его могуществе и славе, воззрим на Голгофу, в ту минуту, когда Он готов испустить последний вздох на кресте. Будем созерцать в Нём не воскрешающего мертвецов, не повелевающего ветрами и бурею, не прогоняющего бесов, ибо мы уже видели Его управляющим стихиями мира, жизнью и смертью; как подобает Владыке вселенной, не будем удивляться ни густой тьме, покрывшей землю, ни разверзающимся гробам, ни всеобщему колебанию природы; но приникнем (что, несомненно, умилит нас) к тому, что отвечает Распятый Богочеловек - спокойный среди поруганий и мучений, на молитву отъявленного злодея; как в вознаграждение его веры, Он преклоняет твердейшее камня его сердце, смягчает, применяет и делает достойным величайшего обетования: днесь со Мною будеши в Раю!...Как возможно сие, о Иисусе? Херувимы с пламенным оружием стерегут врата райские, воспрещая вход в них; - а Ты разбойнику обещаешь отворити врата сии! Истинно так!Я Господь Херувимов, и Моему гласу покорны ад и его пламя. Но какой же Царь, входящий в свою столицу, был сопровождаем, когда злодеем, или восседал ли когда подданный вместе с Царём на триумфальной колеснице? Но так, однако ж( действует наш великоименитый Царь. Вступая в Своё Царство, Он вводит туда с Собою человека прежде преступного, но теперь, сделавшегося таким, что его присутствие не может осквернить жилища святаго, - напротив, оно даже возвышает его славу; ибо слава Царства Небесного в том именно и состоит, что оно имеет Царя могущественного и благого, Который может и злодея сделать способным к участию в чистых наслаждениях райских. Так, когда, во время Своих благовествовательных путешествий, Он призывал к Своему Царскому дому мытарей и грешников, то сим самым и тогда ещё давал Он уразуметь, что Он может их переменить и освятить так, чтобы они сделались достойными высших почестей и наград: - подобно врачу, которого искусство в блистательнейшем свете является тогда, когда оно с успехом борется против болезней, признанных неисцелимыми.Наконец, что же необыкновенного сделал сей разбойник, что удостоился особого попечения со стороны самого Спасителя, и так внезапно перешёл от крестной казни к райским утехам? Чтобы объяснить сию тайну, сие несравненное чудо милосердия, достаточно одно слово: смиренное исповедание! Разбойник признаёт себя виновным и достойным смерти, и вместе безбоязненно и громогласно вслух всем исповедует невинность и Божественность Верховного Царя, Которого ослепление народа осудило на казнь: «Мы осуждены праведно, ибо достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал». Сим-то исповеданием выполняются все требования закона, за исполнение которых обещается, по слову Пророка, прощение грехов: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43, 26). Не один грех, но вся жизнь обвиняет этого великого исповедника; и только после искреннего исповедания своих преступлений, и непринужденного изложения своей веры в Иисуса Христа, он осмеливается обратиться к Нему с такими словами: Помяни меня, Господи, когда придешь во царствие Твое. Научитесь из этого, какой плод исповедания; научитесь не отчаиваться в себе самих; помышляйте о бесконечном милосердии Бога нашего, и ускорите благотворное исправление ваших нравов.Не должно искать причины страданий и смерти Иисуса Христа в злобе Иудеев; ибо никогда бы они не дошли до такой крайности бесчеловечия, если бы Иисус Христос не принял определения искупить наши грехи; кроме же того, если бы они были даже и способны на такое чрезвычайное дело, они не в состоянии были бы выполнить такого намерения. Само собою разумеется, что они были слишком порочны, и слишком развращены, когда уже заслужили то, что Бог попустил им совершить такое ужасное преступление, какое только было когда учинено; но, тем не менее, справедливо и то, что они не суть главная и первая причина страданий Иисуса Христа, эта причина - грехи человеческие. Иисус Христос пострадал и умер за наши преступления: предан бысть, по слову Апостола Павла (Рим. 4, 25), за прегрешения наша. Итак, грех есть настоящая причина смерти Иисуса Христа; Его убийцы — это мы, в собственном смысле. Мы не только содействовали умерщвлению Его, но каждый из нас может сказать, что он есть истинная причина смерти Его, поелику Он пострадал не только за всех людей вообще, но и за каждого из нас в частности. По сему- то Блаж. Иероним влагает следующие слова в уста Иисуса Христа: «Вы заставили Меня претерпеть сии мучения, — от вас и вместо вас, и из любви к вам Я претерпел их: Наес a te, haec pro te, haec propter te passus sum. Посему, как многоценны должны быть для нас страдания Иисуса Христа, ибо каждый из нас может воскликнуть вместе со св. Павлом: Сын Божий возлюбил меня и предал Себя за меня! (Гал. 6, 20) Великий Апостол находит своё сокровище там, где философы думают найти только бесславие: мне же да не будет хвали- тися, точию о Кресте Господа нашего Иисуса Христа! (Гал. 6, 14) На горе святой, освящённой последним вздохом Богочеловека, у подножия Креста, в общении с Его Божественною Материю, выплакавшею все слёзы, и при созерцании Его достопокланяемых язв, - вот где благовременно размышлять о заслуге страданий Его. Там душа возносится выше природы; там наслаждается она торжеством Божественной любви; там она видит и познаёт мучения, которые претерпел Спаситель; там смешивает она свои слёзы с Божественною кровью, и в чувстве удивления и благодарности постоянно повторяет слова: тако возлюби Бог мир; так мой Бог возлюбил меня!Итак, будем же чаще повергаться у подножия Креста, так почерпнём мы всяческую благодать, потребную для нашего освящения. Если мы часто будем останавливаться пред до- стопокланяемым изображением нашего распятого Бога, с нежною любовью созерцая Его, воссылая Ему теплые обеты, то мы увидим Его с упованием, когда оно в последний день нашей жизни, в минуту близкого предстояния нашего суду Божйю, представится нам, чтобы соединить нашу последнюю жертву С жертвою Иисуса Христа. Тогда обратим мы на крест умилённые очи,' -слабеющие руки наши сожмут его с любовью; наши губы прильнут к Нему со святою радостью. с живою радостью увидим мы Его явление, когда в конце веков Иисус паки придёт, вооружённый сим священным знамением, произнести Свои милосердные и правосудные приговоры на всех людей! Горе тому, кто вознерадит о сей спасительной набожности! Если дела, рассеянность, мирские удовольствия удаляли вас от креста вашего Бога, то какие мысли пробудит в вас крест в минуту вашего разрушения, опущенный на ваши очи? Каким ужасом исполнит Он вас во время всеобщего суда, когда один вид его будет укорять вас в том, что вы злоупотребляли Его благодатию, унижали Его заслуги?.