Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского

Евангелие повествует, что Симон Кири- нейский был принуждён нести крест Иису­сов. Это значит, что никто по природе не любит креста, но что должно делать над собой уси­лие и побеждать свое отвращение: - что Бог, по благости Своей, заставляет нас любвеобиль­ными понуждениями обратиться к Нему; что для нашего именно спасения, даже когда мы оказываем сопротивление этому, - для спасе­ния именно, Он даёт нам крест, посылает болез­ни, неприятности, слишком чувствительные и противные нашим склонностям огорчения. Иногда мир, видя как великий грешник остав­ляет его, и даже попирает его, чтобы возвра­титься к Богу, думает, что он вступает на путь религии или от досады или от отчаяния: таково обыкновенно мирское суждение; но когда бы и так это было; то какая это блаженная доса­да! Какое святое отчаяние!, Если и бывает это так, то скоро порыв досады проходит, а между тем человек незаметно предаётся служению Богу, и связуется узами любви, которая облег­чает иго Христово, первоначально казавшее­ся превышающим наши силы. Ибо случается, что иной, по прихоти своего воображения, или, следуя коварным советам, выбирает такой род жизни, где все, по-видимому, сулит ему счастье, но дело кончается роковым разочарованием; тогда как другой, вопреки своей воле, но из по­слушания, вступает на путь жизни, противной его желаниям, и благоговеет пред Провидением, лобызает крест свой и несёт его охотно, и дело оканчивается тем, что в этом именно пути он усматривает путь своего спасения.

Великая Голгофская жертва

(Матф. 27, Map. 15, Лук. 23, Иоанн. 19)

Когда Иисус пришёл на Лобное место, то дава­ли Ему пить уксусу, смешанного с желчью; но Он, отведав его, не хотел пить. С Ним распя­ли двух разбойников, одного по правую, друго­го по левую сторону; так исполнилось сказание в Писании: и к злодеям притчен (Ис. 53, 12). Тогда, молясь за Своих распинателей, Он сказал: Отче прости им; ибо не знают, что делают.

Написали же на верхней части креста по Ев­рейски, по Гречески и по Римски вину Его осуждения: Иисус, Назарянин> Царь Иудей­ский. Но первосвященники, прочитав эту над­пись, сказали Пилату: не пиши: Царь Иудей­ский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат ответствовал: что я написал, то написал.

Воины же, когда распяли Иисуса Христа, взяли одежды Его и разделили на четыре ча­сти, каждому воину по части, и хитон (нижнюю одежду); хитон же был не сшитый, а тканый весь сверху донизу. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а кинем жребий, кому он достанется. Так сбылоеь сказанное в Писа­нии: разделили ризы Мои по себе, и об одежде Моей метали жребий. Вот что сделали воины. После сего, они седши стерегли Его, чтобы кто не снял Его с креста и не унёс. Было около трёх часов дня, то есть, девять часов с утра, в то вре­мя как Иисус был распят:

Иисус, претерпевая смертные мучения, в то же время подвергнут был самым жестоким уко­ризнам. «Проходящие останавливались посмо­треть на Него и злословили Его, кивая главами своими и говоря: разрушающий храм и в три, дня созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Вместе с простым народом и начальники насмехались над Ним. Первосвященники, книжники и старейшины ругаясь говорили: других спасал, а Себя Само­го не может спасти? Если Он. Царь Израйлев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него. Он уповал на Бога, пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему: ибо Он говорил: Я Сын Божий. Святый Царь Давид предсказал вси сии поношения; и Иудеи ненамеренно споспе­шествовали исполнению торжественно произ­несенного пророчества. ^ Также и воины руга­лись над Ним, и^ подходя, подносили Ему ук­сус. В дополнение оскорбления - разбойники, распятые с Ним, ругались над Ним. Однако ж, тогда как один из повешенных злодеев, злос­ловя Его, сказал: если Ты Христос, спаси Себя и нас, другой напротив, вдруг переменившись (по действию благодати) унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на тоже? И мы осуждены праведно; ибо достой­ное по делам нашим приняли; а Он ничего ху­дого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твоё. И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю».

При кресте Спасителя стояли: Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина. ИисуЬ, увидя Матерь и-ученика* ко­торого любил, стоящих, говорит Матери Своей: вот сын Твой! Потом говорит ученику: вот ма­терь твоя! И с того часа ученик сей взял Её к себе.В шестом же часу настала тьма по всей зем­ле и продолжалась до девятого часа. В девятом часу возопил Иисус громким голосом, говоря: Элои! Элои! Лама Савахфани? Что значит: Боже Мой! Боже Мой! Почто Ты оставил Меня? Неко­торые из стоявших тут, услышав сие, говорили: вот, Илию зовёт. После сего Иисус, ведая, что всё уже совершилось (исключая одного только (незначительного) предсказанного обстоятель­ства) да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Один из стоявших при кресте в это время побежал, взял губу, на­полнил уксусом и, наложив на трость, поил Его. А другие говорили: постой; посмотрим, придёт ли Илия спасти Его. Когда же Иисус вкусил ук­суса, то, видя, что всё предназначенное для Его жертвоприношения, исполнилось, сказал: со­вершилось! Потом, возгласив громким голо­сом, сказал: Отче, в руки Твои предаю дух Мой! И сказав сие и преклонив главу, предал дух».НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯЧто сказать после сего повествования? Душа ощущает нужду только в молчании, чтобы сосредоточиться в себе и размыслить о высоких уроках, содержащихся в нём. Читая со внима­нием сие простое изложение Евангельское о по­следних страданиях и смерти Иисуса Христа, можно ли не чувствовать благоговения в духе и умиления в сердце? Сила истины такова,-что самый нечестивый не может не уважать её, ког­да она является в столь ясном свете; и Боже­ственный Промысл так устрояет, что она нахо­дит ревностных защитников себе среди самых отъявленных врагов своих. Посему мы намере­ны обратиться теперь не к Отцам Церкви, и не в их писаниях искать себе назидания: но поста­раемся найти себе удовлетворение в громких словах, вылившихся из-под пера одного из ко­рифеев философии скептической, когда он го­ворит о несравненной истории жизни нашего божественного Владыки: «Евангелие, - говорит Жан Жак Руссо, - эта Божественная книга, при одном размышлении о её содержании, рож­дает в душе любовь к её Писанию и желание ис­полнять Его правила. Никогда добродетель не говорила столь кротким языком; никогда самая высокая мудрость не выражалась с такою си­лою и простотою. Прочитав её, нельзя не почув­ствовать себя лучшим чем прежде (Эмиль том 4). Обратите, в самом деле, внимание на вели­колепные сочинения философов; как они малы пред сею книгою! Возможное ли дело, чтобы сия книга, вместе и столь высокая и столь му­драя была произведением ума человеческо­го? Возможное ли дело, чтобы Тот, Чью Исто­рию она содержит в себе, был простой только человек? Заметен ли в ней тон энтузиаста или честолюбивого основателя секты? Какая кро­тость, какая чистота в Его нравственности! Ка­кая трогательная приятность в Его наставле­ниях! Какая возвышенность в Его правилах! Какая глубокая мудрость в Его беседах! Какое присутствие духа, какая проницательность и справедливость в Его ответах, какое владыче­ство над Своими чувствованиями! Представьте человека, представьте такого мудреца, который умел бы так действовать, страдать и умереть - без слабости и без тщеславия? Когда Платон описывает своего воображаемого Праведника, покрытого поруганием, как злодея, и между тем достойного всех наград за добродетель свою, он очень сходно изображает Иисуса Христа; это поразительное сходство чувствовали даже Отцы Церкви, и нельзя не заметить его! Какое предубеждение, и какое ослепление было бы - сравнивать сына Софронискова с Сыном Ма­рии! Какое неизмеримое расстояние между тем и Другим! Сократ, умирающий без страданий, и не бесславной смертью, легко мог выдержать себя до конца, и если бы эта лёгкая смерть не прославила его жизнь, то можно бы было усо­мниться в том, оказался ли бы Сократ чем дру­гим, а не софистом! Он, говорят, изобрёл учение нравственное; но другие ещё до него исполняли на самом деле это учение, - он только выразил словами то, что другие делали, их примеры об­ратил в уроки... Притом, у своих ли он заим­ствовал ту возвышенную и чистую нравствен­ность, которой уроки и образцы преподавал он один? Смерть Сократа, спокойно любомудрствующего со своими друзьями, есть самая приятная, какой только можно желать; смерть Иисуса, испускающего дух Свой среди муче­ний, поношений, посмеяния и злословия всего народа, есть самая ужасная, какой только мож­но страшиться! Сократ, принимая чашу с ядом, утешает того, который подаёт её ему с плачем: Иисус среди ужаснейших мучений молится за Своих ожесточенных распинателей! Скажут ли, что Евангельская История выдумана для того, чтобы доставить удовольствие? Нет, нет; так не выдумывают: и обстоятельства жизни Сокра­та, в которых никто не сомневается, не с такою достоверностью засвидетельствованы, с какою обстоятельства жизни Иисуса? Христа. Притом утверждать это значило бы уклоняться от за­труднения, не разрешая его! Было бы более несообразности в том предположении, что мно­гие лица с общего согласия сочинили эту исто­рию, нежели в том, что Одно Лицо доставило им Своею жизнью один общий предмет для опи­сания; никогда бы писателям иудейским не вы­думать ни такого повествовательного тона, ни такой нравственности! Евангелие представляет признаки истины столь поразительные, столь соверщенно неподражаемые, что изобретатель таких характеров заслуживал бы большего удивления, чем сам его Герой (Письмо 1.4)Всего, сказанного нами, слишком доста­точно, чтобы заградить уста неверующих про­шедшего, настоящего и будущего времени. Нет нужды присовокуплять к сему, что сам Вольтер - этот беспощадный разоритель всякой нравственности и всякой религии, равно как всякой здравой философии и достойной одобре­ния Политики, так непростительно злоупотре­блявший своим умом, сам Вольтер неоднократ­но не мог не отдать искреннего почтения Боже­ственному посланничеству Иисуса, умершего на кресте для спасения мира, Иисуса, на Цер­ковь Которого он нападал с неистовой яростью, и Которого самого он хотел сокрушить силою насмешек; так родоначальник новейших нече­стивцев сказал: «пример, поданный Иисусом Христом свят; Его нравоучение Божественно»...Но к чему ж такая позорная казнь? Гово­рят неверующие. Не естественнее ли было Богу простить грех Адамов, нежели казнить его так страшно в лице собственного Сына? Что­бы узнать, были ли страдания Иисуса Христа излишни и недостойны Бога, - самое надёж­ное средство для сего судить по их следствиям. Смерть Богочеловека на кресте даёт нам по­нятие и о Божием правосудии, и о любви Его к нам, и, возбуждая в нас отвращение от греха, внушает нам глубочайшую благодарность за Его божественные благодеяния; от этого проис­ходило то, что столь многие души, долгое время косневшие в пороках и самолюбии, вступали на путь жизни святой и исполненной самопо­жертвований. Смерть Богочеловека на кресте внушает Христианину мужество скорее вы­терпеть ужаснейшие мучения, нежели изме­нить своей вере: отселе столь много мучеников всякого возраста, всякого сословия. Смерть Богочеловека на кресте поддерживает и уте­шает верующего в его скорбях, и облегчает для него муки смертные; отселе столько пра­ведников, являющих образцы терпения при всяких испытаниях, и совершенной покорно­сти. После сего послушаем ап. Павла к Корин­фянам: мы проповедуем, восклицает он, Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же без­умие; самим же званным, то есть, верующим, Иудеем же и Эллином Христа Божию силу и Божию премудрость (1 Кор.1, 23. 34). В самом деле, есть ли что изумительнее чудесного обра­щения мира проповедью о распятом Боге? Это чудо, однако ж, несомненно существует в тече­ние 1800 лет, не смотря на неслыханные усилия неверующих всех времён, и будет существовать до конца вселенной. Иисус Христос сказал: Аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе; Он исполнил слово сие и совершит точно так же и Своё обетование - пребывать со Своею Церковью до скончания века.Неверующие нашего времени, ещё более враждебные к Иисусу Христу, нежели Его со­временники, не краснея, подвергают подо­зрению Его чудеса, как те, которые Он совер­шил при жизни, так и бывшие при Его смерти. «Столь очевидные чудеса, говорят они, если бы они в самом деле были совершены, в состоянии были бы обратить к вере Фарисеев, Книжников и Начальников синагоги».