Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского
НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Какое высокое чувство - нежная любовь к детям, которую Бог влагает в сердца матерей, особенно, когда это естественное чувство оживляется и облагораживается живой верой, как в матери Моисея! Сколько мужества, сколько героизма в сердце матери Христианки, когда жизнь ее дитя в опасности! Сколько забот, сколько предосторожностей, чтобы отвратить опасность, угрожающую его невинности! Дитя! Благословляй, благодари Господа, даровавшего тебе добрую, заботливую мать; старайся этой нежной любви соответствовать совершенным послушание и быть радостью своей матери!
Для Господа Бога не довольно было сохранить жизнь Моисея против воли жестокого Царя; чтобы явить в большем блеске Свое могущество, Он устроил так, что Фараон сам спас младенца руками своей дочери, сам послужил судьбам Божиим, воспитав это дитя, сам приготовил мстителя за Израильтян, которых он притеснял, и исполнителя праведного суда Божия над Египтом. Так Господь часто поражает врагов своих их собственными руками.
Бегство Моисея из Египта в землю Мадиамскую
Моисей, на сороковом году своей жизни, оставил двор Фараона, чтобы посетить братьев своих израильтян в угнетении, которое они терпели. Один раз он увидел египтянина, который бил еврея: зная, что Господь избрал его для избавления народа своего от рук египтян, он осмотрелся кругом и, не видя никого, вступился за еврея и убил египтянина, а тело убитого зарыл в песок. На другой день он увидел двух евреев, которые ссорились и дрались между собой, и сказал обижавшему: «За чем бьешь ты брата своего? ». А этот отвечал ему: «Кто поставил тебя князем и судьей над нами? Или ты и меня хочешь убить, как убил вчера египтянина»? Моисей испугался и удивился, ибо думал, что никто не видел, как он убил еврея. Между тем узнал об этом Фараон и приказал преследовать Моисея, а он, чтобы спастись, удалился из Египта в Каменистую Аравию, в землю Мадиамскую. Прибыв туда, он сел отдохнуть при колодце; в это самое время пришли за водой семь дочерей священника Мадиамского, именем Рагуила или Иофора, и хотели поить свои стада; но пастухи отогнали их от колодца: Моисей вступился за девиц и помог им напоить их стада. Когда они возвратились к отцу своему, то он спросил их: «Отчего вы сегодня возвратились ранее обыкновенного»? - Они отвечали ему: «Какой-то египтянин защитил нас от пастухов, начерпал нам воды и напоил овец наших». «Где он? - спросил Рагиул, - зачем вы отпустили его? Подите, позовите его вкусить с нами хлеба». Моисей пришел в дом Рагуила и остался жить у него. Спустя несколько времени он женился на его дочери Сепфоре и имел от нее двух сыновей: одного назвал он Гирсамом, а другого Елиезером.
НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯИз того, что Ап. Павел в послании к Евреям говорит о Моисее, оставляющем двор Фараона, ясно виден дух, его одушевлявший, и то, как он приготовлялся к исполнению определения Божия о нем. «Верою, - говорит Апостол, - Моисей велике быв, отвержеся нарицатися сын дщере Фараоновы, пачеже изволи страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха сладость, большее богатство вменив Египетских сокровищ поношение Христово: взираше бо на мздовоздаяние». (Евр. XI, 24-25). Моисей, руководимый светильником веры, знает, что этот народ бедный, презренный, обремененный несчастиями, есть народ Божий, а тот роскошный двор, при котором он воспитан, есть общество людей нечестивых и врагов Божиих. Он понимает, что утехи двора языческого скоропреходя- щи, а за ними последуют вечные муки; взирая на страдания и уничижение, переносимые с кротостью, как на верный залог вечного блаженства, он избирает их от всего сердца и попирает ногами все богатства египетские. Богатство погибающее бывает истинным богатством только в той мере, как мы, отрекаясь от него, достигаем сокровища вечного. Не удивительно, что поношения и нищета кажутся ужасными, когда рассматривают их самих в себе, или по суждению человеческому: но Моисей открывал в них сокровище, обращая взоры свои к небу, а мы должны судить о них и ценить их, взирая на Иисуса Христа в нищете и в уничижении.Св.Во-вторых, Св. Апостол Павел дает разуметь нам, что Святым Патриархам и Пророкам Ветхозаветным была, по Божию откровению, известна тайна воплощения Сына Божия. Как теперь Бог дает оправдание только тем, которые веруют в пришедшего на землю Сына Его и уповают на Него; так и тогда благодатное оправдание было достоянием только тех, которые с той же верой и тем же упованием взирали на Сына Его грядущего. Бог требует от нас, чтобы мы участвовали в страдании и уничижении Иисуса Христа - Он требовал этого и всегда от праведников всех времен. Истинное благочестие всегда было и будет неразлучно с верой в Избавителя, врага человеческих страстей и всесильного Исцелителя страждущих недугом греха, Ходатая сострадательного к нуждам падшего человечества и всемогущего в их удовлетворении.Моисей отмщает за обиду, нанесенную Еврею Египтянином, смертью обидевшего. Если бы Моисей убил этого человека по собственному побуждению, не возможно было бы извинить его. Но слова Св. Архидьякона Стефана к Евреям не оставляют нам никакого сомнения, как замечает Благ. Августин (Contra Faust lib. XXII,), в том, что он действовал в этом случае по вдохновению свыше.«Мняше разу мети братиям своим, - говорит Первомученик, - яко Бог рукою его дает им спасение» (Деян.УП, 25). Итак, Моисей знал, что он был предназначен освободить Израиль. Бог вложил в руку его меч на народ, который притеснял людей Его: убив Египтянина, который бил Еврея, Моисей хотел показать пример наказания, которое должно постигнуть Египет. Это должно было служить для Евреев предзнаменованием его будущего высокого служения и их избавления: но народ сей, характером которого всегда было неверие, не захотели признать поел анничества Моисея, подобно тому, как его потомки отвергли в последствии Сына Божия.Манна в пустыне