Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского
Сыны Израилевы, в пятнадцатый день по выходе из Египта, пришли в пустыню Син; не находя себе там пищи они начали роптать на Моисея и Аарона и сожалели о том, что оставили Египет. Тогда Господь сказал Моисею:
«Я о дождю вам хлеб с небес: пусть каждый собирает его, сколько ему нужно на один день, - не более: в шестой же день пусть собирают его вдвое против прочих дней, чтобы оставить в запас на седьмой дейь - Субботу». Моисей и Аарон сказали Израильтянам: «Сегодня же вечером вы получите доказательство того, что Господь Всемогущий вывел нас из Египта, а мы только исполнители воли Его; завтра же утром увидите вы славу Господню, ибо он услышал ропот ваш на Него. Что ропщите вы на нас? Ваш ропот относится не к нам, а к Богу! Сегодня вы получите мясо в пищу себе, а завтра - хлеб с избытком». В то время, как Аарон говорил еще это к народу, слава Божия явилась в облаке.
Вечером великое множество крастелей покрыло весь стан, а утром вокруг него вся поверхность земли была покрыта каким-то белым веществом наподобие снега. Увидев это, Израильтяне говорили друг другу: «Манн гу»? что значило на их языке: «Что это такое»? ибо они не знали, что это было. Моисей сказал им: «Это хлеб, который дает вам Господь; Он повелел, чтобы каждый из вас набрал его столько, сколько ему нужно на один день для пропитания». Израильтяне исполнили это и собрали один более, а другие менее: но ни у тех, которые собрали более, не было излишеств, ни у тех, которые собрали менее, не было недостатка: те, у которых было более, нежели сколько нужно, излишнее уделили тем, у которых был недостаток. Моисей запретил оставлять манну на следующий день, но некоторые не послушались - и манна, которую они хотели сберечь до следующего утра, оказалась совершенно испортившейся и наполненной червями: Моисей разгневался на них за неповиновение их и неверие в Господа, Который дал им эту, пищу и обещал посылать ее ежедневно. После этого каждый собирал утром не более того, как сколько ему нужно было для дневного пропитания; то, что оставалось за этим на земле, таяло от лучей солнечных. В шестой день собрали они манны вдвое более обыкновенного, чтобы не нужно было собирать в день субботний, посвященный Господу, и манна не портилась. Некоторые непослушные вышли собирать ее и в седьмой день, но не нашли. Манна была видом бела, как снег, а вкусом походила на самую чистейшую муку, смешанную с медом.
НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Дивно попечение Провидения Божия о человеке: «Очи всех на Тя уповают, Господи, - говорит царственный Пророк, - и Ты даеши им пищу во благовременъе: отверзаеши Ты руку Твою, и исполнявши всякое животно благоволения» (Пс.СХЫУ, 15,16). Божественное Провидение действует непрестанно. Оно произ- ращает плоды на полях, оно одевает волною овец: а между тем как часто пользующиеся сими благодеяниями бывают неблагодарны и не помышляют о той руке, которая каждый день изводит солнце на горизонт для того, чтобы снова осыпать их благодеяниями!
Чудесная манна, которой Господу угодно было питать народ Свой в пустыне, есть удивительный образ разнообразной духовной пищи, которую Господь Иисус Христос дает в изобилии верующей душе для освящения ее. Сей то пищи искать и просить у Бога заповедовал нам Иисус Христос, говоря: «Делайте не браш- но гиблющее, но брашно прибывающее в живот вечный, еже Сын Человеческий вам даст» (Иоанн.VI,27). Манна есть также символ слова Божия, которое по словам Бл. Августина, должно быть для наших душ в плане промыш- ления Божия о нас тем же, чем манна в пустыне была для тела. Кто ходит по путям Божиим, тот с охотой и жаждой слушает Его и ощущает в себе Его сокровенную силу, которая его поддерживает и утешает, соответственно его разнообразным духовным нуждам и его состоянию.
Наконец, манна, по изъяснению Спасителя, есть образ Святой Евхаристии, этого брашна по превосходству, которое есть для нас источник благодати и залог бессмертия: это пища пустынная — ее вкушает душа, удалившаяся от мира своими чувствованиями и здесь долу поставляющая свое величайшее блаженство в том, чтобы воздыхать о земле обетованной — о небе, нашем истинном и вечном отечестве (Иоанн.VI, 47-50).
Моисей источает воду из камняВ первый месяц четвертого года, по исходу из Египта, Израильтяне пришли в пустыню Син и остановились при Кадисе. Был недостаток в воде, и народ возмутился, в неудовольствии собрался к Моисею и Аарону и сказал им: «Лучше бы нам погибнуть от гнева Господня вместе с братьями нашими (пораженными в Фаране) (Числ.Х1).Тогда слава Божия явилась им, и Господь сказал Моисею: «Возьми жезл твой, пойди с братом твоим Аароном, собери народ и повели камню, который находится перед ним, и он источит тебе воду: пусть пьет ее народ и все стада его».Итак, Моисей, по повелению Божию, взял жезл Аарона, хранившийся в скипии, собрал народ перед камнем и сказал ему: «Послушайте, народ мятежный и маловерный, можем ли мы извести вам воду из сего камня, после того, как вы сделались столь недостойны такого чуда»? Потом Моисей воздвиг руку свою и ударил камень два раза жезлом (вместо того, чтобы, как повелел Господь, только сказать ему слово) - и из него истекла вода в таком изобилии, что достаточно было для утоления жажды народа и всех стад его.Господь прогневался на Моисея и Аарона и сказал им: «За то, что вы не уверовали в Меня и не прославили Меня перед сынами Из- раилевыми, не сочли достаточным одного слова для изведения воды из камня, за это вы не введете этот народ в землю, которую Я дам ему».Место, где сыны Израилевы роптали на Господа, и где Господь чудесным изведением воды из камня явил им славу Свою, а Моисею и Аарону объявил Свой гнев и наказание, названо водой пререкания.НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ