Толкования Евангелия от Матфея

Стих 38. И прешед мало, паде на лицы Своем… Лука (22, 41) указал и меру расстояния, сказав, что Он отошел от них на вержение камня.

Стих 39. Моляся и глаголя: Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты. Говоря: аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия, обнаружил человеческий страх, называя чашею смерть; а словами: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты, показал, что если даже природа влечет в противную сторону, нужно следовать воле Божией и предпочитать ее своей воле, как более полезную для нас. Эти же слова: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты яснее выразил Лука (22, 42), говоря: обаче не Моя воля, но Твоя да будет. А Марк (14, 34 и 35) говорит, что Спаситель молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей, т. е. смерти, и говорил: Авва Отче, вся возможна Тебе: мимо неси от Мене чашу сию: но не еже Аз хощу, но еже Ты. Еврейское слово Авва значит Отец, поэтому и присоединено значение его. Прибавление: не еже Аз хощу, но еже Ты есть неполная речь; здесь опущено: пусть будет. А полная мысль такая: пусть будет не то, чего Я хочу, но то, чего Ты хочешь. У Луки (22, 42) написано: Отче, (аще) волиши мимонести чашу сию от Мене, и тоже речь не полная; пропущено: мимонеси. Сказал: аще возможно, т. е. допустимо, как человек, потому что человеку свойственно колебаться; а как Бог, Он знал, возможно ли это, или не возможно. Вероятно, что все это было сказано по частям, так как в молитвах мы обыкновенно выражаем одно и то же различным образом.

Стих 40. И пришед ко учеником, и обрете их спящих, и глагола Петрови: тако ли… Тако ли нужно читать вопросительно. Упрекнул его, хотя и другие спали. Но порицает преимущественно его, как более ревностного, говоря: так ли ты обещал поступать?

Стих 40. Не возмогосте единаго часа побдети со Мною. Вы обещали со Мною умереть, а не могли бодрствовать со Мною и одного часа? Марк (14, 37) говорит, что Спаситель сказал Петру: Симоне, спиши ли; не возмогл еси единаго часа побдети? Преимущественно к нему относил Свою речь, но вместе с тем и к другим.

Стих 41. Бдите и молитеся, да не внидете в напасть… Не надейтесь на себя, не обещайте многого, но бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Некоторые под искушением понимают здесь отречение.

Стих 41. Дух убо бодр, плоть же немощна. Дух бодр и смело идет против опасности, а плоть, как немощная, страшится и убегает. Поэтому нужно не гордиться, обращая внимание на бодрость духа, а быть смиренным, видя немощь плоти.

Стих 42. Паки вторицею шед помолися, глаголя: Отче Мой, аще не может сия чаша мимоити от Мене, аще не пию ея, буди воля Твоя. Марк написал, что Спаситель сказал то же слово, что и прежде (14, 39). Вероятно, что Он сказал и то, и другое.

Стих 43. И пришед обрете их паки спящих: беста бо им очи отяготене… отяжелели не только от сна, но и от печали, как сказал Лука (22, 45), так как они уже были убеждены в смерти Спасителя. Марк (14, 40) сказал: и не ведяху, что быша Ему отвещали.Стих 44. И оставль их, шед паки, помолися третицею, тожде слово рек. Молился второй и третий раз, показывая, что должно чаще молиться и не ослабевать. Приходит во второй раз к ученикам, чтобы изобличить слабость их. Так как после упрека они не только не исправились, но так заспались, что не могли даже отвечать Ему. Поэтому Спаситель даже не порицал их в этот раз. Лука (22, 43 и 44) сказал подробнее, именно — что явися же Ему Ангел с небесе, укрепляя Его, т. е. призывающий Его, как человека, крепиться и мужаться, — и что, находясь в подвиге, прилежнее молился, чтобы и мы во время опасности молились прилежнее, — и что бысть же пот Его яко капли (θρομβοι) крове каплющыя на землю; θρομβοι — куски, т. е. густые капли крови. Этим сказал не то, что Иисус Христос потел кровью, а то, что от этих предсмертных мук появился у него сильный пот. Для того, чтобы все происходившее не показалось притворством, Спаситель не на лице только показывает скорбь, а обнаруживает ее гораздо яснее и не один раз молится; является к Нему Ангел для поддержания мужества, но Он все еще испытывает томление и прилежнее молится до того, что с Него течет сильный пот. Все это и делает, и терпит, чтобы убедить, что Он воспринял человечество не призрачно, а на самом деле. Если есть неверующие Его вочеловечению даже после того, как с Ним совершилось все то, что свойственно человеку, то насколько более они не верили бы, если бы этого не случилось. Нужно обратить внимание и на то, откуда евангелисты узнали, что Спаситель говорил тогда во время молитвы, сколько раз молился, затем относительно Ангела, и обо всем вообще остальном? Тогда все ученики спали, а затем, оставив Его, они разбежались. Я думаю, что Сам Учитель сказал по Воскресении ученикам и это, когда в продолжение сорока дней являлся им, как говорит книга Деяний (1, 3).Стих 45.Тогда прииде ко учеником Своим и глагола им: спите прочее и почивайте… Сказал это, упрекая их и порицая за то, что они спали в минуту самой опасности и забыли даже многократные убеждения Его к бодрствованию и молитве; как бы так говорит: до сих пор вы не бодрствуете; спите и почивайте, если можете.Стих 45. Се, приближися час…, т. е. предательства. Марк (14, 41) говорит, что прежде этих слов Иисус Христос сказал: приспе (απεχει), т. е. дьявол получил власть против Меня, или: кончается то, что относится ко Мне, т. е. получает исполнение; так как и Лука (22, 37) сказал: еже о Мне, кончину имать.Стих 45. И Сын Человеческий предается в руки грешников. Это понятно.Стих 46. Востаните, идем: се, приближися предаяй Мя. И этим показал, что умер добровольно. Зная наперед, что идут против Него вместе с предателем, не только не убегает, но даже спешит выйти навстречу им, говоря: пойдем к ним. Лука (22, 46) говорит, что Иисус Христос сказал ученикам: что спите; воставше молитеся, да не внидете в напасть. Вероятно, прежде Он сказал это, а потом прибавил: востаните, идем.Стих 47. И еще Ему глаголющу, се, Иуда, един от обоюнадесяте, прииде, и с ним народ мног со оружием и дрекольми, от архиерей и старец людских. Один из Двенадцати присоединено как признак, чтобы показать, что он был из лика первых учеников. Это поставлено в обличение Иуды, но касается и других учеников; однако евангелисты не стыдятся писать об этом, потому что везде они заботятся о правде. Иоанн (18, 3) говорит относительно Иуды: приемь спиру и от архиерей и фарисей слуги, прииде тамо со светилы и свещами и оружии. Спира — это был отряд воинов, нанятых за деньги, а светила — это так называемые фонари.