НОВЫЙ ЗАВЕТ. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

15:27. Верующие тоже будут свидетельствовать об Иисусе перед судом мира (ср.: 16:2) и перед судом Бога. Для евреев Святой Дух был преимущественно Духом пророчествования (как явствует из Ветхого Завета и особенно из позднейшей еврейской литературы); Бог, таким образом, помазывает учеников на пророческое служение. (Это обетование согласуется и с представлением о том, что народ Божий будет помазан Духом, чтобы свидетельствовать о Божьей истине другим народам на последнем суде; ср.: Ис. 42:1; 43:10-12; 44:3,8.)

16:1. Своевременное предостережение всегда полезно; ср. коммент. к 13:19.

16:2—4. Многие христиане в дни Иоанна изгонялись из синагог, возможно, под влиянием пропаганды палестинских фарисеев (см. введение; ср. коммент. к 9:34 и 12:42). Хотя враждебно настроенные иудеи в Малой Азии, по-видимому, не убивали христиан открыто, их вина в мученической смерти христиан весьма значительна. Предавая иудео-христиан римским властям и заявляя, что это не евреи, они лишали христиан законного права не поклонятся императору. Обеспокоенные тем, что христиане принадлежат к мессианскому или апокалиптичес-кому движению, нарастание которого могло привести к конфликту с римскими властями, многие главы синагог, вероятно, считали, что, предавая христиан, они обеспечат спокойствие остальным членам своих общин (ср.: 11:50). О гонениях, рассматриваемых как служение Богу, см.: Ис. 66:5.

16:5-15 Свидетельство Духа

Дух свидетельствует об Иисусе миру (16:8—11, повторяя земное свидетельство Иисуса) и Его последователям (16:13—15). Противники читателей Иоанна не утверждали, что имеют Духа или слышат Его голос, как некогда его слышали пророки (многие евреи говорили, что ощущают близость к Богу, но никто не заявлял, что слышит Его непосредственно, — в отличие от христиан и немногих визионеров, имевших апокалиптичес-кие видения). Иоанн внушает своим читателям твердое убеждение, что их доверительные личные отношения с Богом в Духе свидетельствуют о их избранничестве, отличающем их от противников.

16:5—7. Утешитель придет к верующим, что подразумевает Его служение миру (16:8-11) через них (ср.: Неем. 9:30). Эта идея находит соответствие с общими для Ветхого Завета и позднейшего иудаизма представлениями о Божьем Духе как Духе пророчествования.

16:8—11. Утешитель верующих становится «обличителем» мира, что встречается иногда и в Ветхом Завете (Иер. 50:34; 51:36; Пл. 3:58-66; ср.: Пс. 42:1; 49:8). Евреи верили, что Бог возвеличит Израиль перед всеми народами на последнем суде; по мнению Иоанна, этот суд уже начался (Ин. 3:18,19). В римских судах не было публичного обвинителя (прокурора), и процедура определялась обвинениями заинтересованной стороны, хотя опытные риторы поддерживали в дебатах тех, кто мог им заплатить. Дух здесь обличает мир перед Божьим небесным судом (см.: Мф. 5:22).

Ст. 9— 11 указывают на то, что грех мира заключается в его неверии; Христос, будучи небесным Ходатаем (1 Ин. 2:1), составляет основу праведности верующих, а осуждение «князя мира сего» (см. коммент. к 12:31)означает осуждение мира. Таким образом, Иоанн утверждает, что ныне подвергаются испытанию не Иисус и Его народ (гл. 18,19), а мир. Этот мотив сопоставим с часто встречающейся у ветхозаветных пророков темойсУда, на котором Бог требует от Своего народа отчета за нарушение завета.16:12,13. В псалмах Бог предстает как направляющий Свой народ к истине и веду-Ший его путями правды (Пс. 24:5; 42:3; ср.: 5:9); у Иоанна этим языком выражено обетование о будущем полном откровении Иисуса (14:6). Ученики будут связаны с Духом точно так же, как прежде были связаны с Иисусом (15:15), поэтому отношения верующих с Иисусом в дни Иоанна (ив последующих поколениях) будут не менее тесными, чем до распятия.16:14,15. Эта тесная связь проявляется в том, что Иисус делится с ними всем, что имеет Отец, как в идеальной дружбе в древности (см. коммент. к 15:15); в данном контексте, однако, определяющим является то, что Бог откроет верующим в Иисуса Свое сердце, как прежде Он открывал пророкам Свое слово (Быт. 18:17; Ам. 3:7).16:16-33 «Вскоре увидите Меня»После Своего воскресения Иисус возвратится к ученикам, чтобы дать им жизнь (14:18,19) и остаться с ними навсегда через дар Своего Духа (20:19-23).16:16—22. Женщины часто умирали при родах. Пророки обычно использовали метафору родовых мук, изображая страдания, особенно посланные в наказание (Ис. 13:8; 21:3; 26:17; 42:14; Иер. 4:31; 6:24; 13:21; 22:23; 30:6; 40:22-24; 50:43; Мих. 4:9,10; ср.: Пс. 47:7). В некоторых ветхозаветных текстах эти мукисимволизировали рождение новой, мессианской эры (Ис. 66:7-10; Мих. 5:1-4; ср.: Ис. 9:6; 53:12 - 54:1; 62:5; Ос. 13:13,14).В раннем иудаизме метафору родовых мук относили к периоду скорби, предшествующему концу света и воскресению мертвых. Гроб Иисуса был чревом Его воскресения, а само Его воскресение знаменует собой начало нового века; воскресение Иисуса означает, что жизнь грядущего мира ныне уже доступна Его ученикам (см. коммент. к 3:16).