Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров»

в) Наконец, Иисус Христос предупредил о появлении восторженных кликушествующих энтузиастов, которые, пребывая в прелести, станут указывать на различные знамения («вот, здесь Христос, или: вот, там»). Появятся и всяческие чудотворцы-обманщики: «восстанут лжехристы и лжепророки» (ст.21–22).

Как же должны вести себя верующие, когда их мир будет ввергнут в этот последний кризис? Они должны:

а) бежать (V.14–18);

б) настоятельно молить Бога о том, чтобы Он сократил те дни (V.17–20);

в) хранить рассудительное трезвение (V.21–23).

Евангелист Марк, скорее всего, предполагал скорое наступление этого последнего часа и мог ошибаться в оценке еще остающегося времени. Но принципиально это ничего не изменяет. Евангелист был уверен, что наступят (пусть не рано, пусть позже) такие времена, когда даже верующему остаётся только бежать. И единственное, что он еще в состоянии сделать в это время для себя и для мира, это молиться! Для Марка это не дешевое утешение перед предстоящей скорбью, но выражение его глубокой веры в то, что господин мира и его истории – Бог. Недаром в ст. 19 упоминается «творение, которое сотворил Бог». Бог – Творец, и Ему очень дорого Его творение, а в нем – Его избранники, последователи Его Сына. Отсюда и молитва, чтобы Он «ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни» (ст.20).

Конечно, это может вызвать у нас новый вопрос: Если Бог действительно является господином мира, то почему тогда Он не убережёт его от этого тотального кризиса? Почему верующие должны молить только о сокращении тех ужасных дней?

Ответ на это дает следующий раздел, который пророчествует об ответе Бога на мольбы Его избранных. Этот ответ – пришествие Сына Человеческого!б) Пришествие Сына Человеческого.13.24-27 — «Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба».Наше Евангелие снова обращается к нам с помощью образов, которые заимствованы из пророчеств ВетхогоЗавета:«Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею... Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим» (Ис_13.9–10);«Потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет. ... Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоил_2.10,31).Эти образы и традиционны, и вместе с тем привязаны к современности Евангелиста Марка. Ожидается крушение всего «ветхого мира» со всем его миропорядком, со всеми силами и властями, которые им управляли и его определяли. Но это крушение есть одновременно и завершение ветхого, и наступление нового творения. В то время, когда люди будут видеть вокруг себя лишь мрак и всеобщий хаос, им явится Сын Человеческий, т. е. Иисус Христос, как Тот Единственный, с Которым мир найдёт своё благо и спасение (ст.26–27). И это тоже предрекали пророки Ветхого Завета: «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь» (Зах_2.10).Все иудеи мечтали о том, чтобы весь народ вновь был собран в Палестине со всех четырех сторон света. Эта идея наполняет Ветхий Завет и популярную литературу того времени:«Вострубите трубою на Сионечтобы созвать святых,чтобы слышали в Иерусалиме голосприносящего Благую весть.