15. Она освободила святой народ и непорочное семя от народа угнетавших его,

15–21. В этом отделе говорится об участии Божественной Премудрости в освобождении израильского народа от египетского рабства.

15. Название народа еврейского «святым народом» и «непорочным семенем» не соответствует действительному состоянию его во время исхода из Египта (Иез XX:8 [399]; XXIII:3 [400]). Непостоянство в религии склонность к идолопоклонству, малодушие и ропот исторически более верно характеризует евреев в момент исхода. Писатель кн. Премудрости берет не эту историческую сторону, а идеальную, каким должен быть еврейский народ, какое его назначение (Исх XIX:5–6 [401]; Втор XXVI:18–19 [402]). Назначение евреев быть народом святым, и уже по одному этому они удостаиваются милостивого попечения о них Премудрости Божией.

16. вошла в душу служителя Господня и противостала страшным царям чудесами и знамениями.

16. (Премудрость) «вошла в душу служителя Господня…» Речь о Моисее, который таким именем называется еще в послании к Евр III:5 [403]. Входя в душу Моисея, Премудрость исполняет одну из своих задач: «переходя из рода в род, в святые души, приготовлять друзей Божиих и пророков» (VII:27).

«…противостала страшным царям чудесами и знамениями». Говорится о казнях египетских, которыми премудрость освободила евреев из рабства (Исх VII:10 и д. [404]; XI; XII:29–30 [405]). О премудрости, как силе чудодейственной, устрашающей тиранов, писатель говорил выше (VIII:8, 15).

17. Она воздала святым награду за труды их, вела их путем дивным; и днем была им покровом, а ночью — звездным светом.

17. «Она воздала святым награду за труды их». Несомненно, писатель разумеет здесь ту подробность при исходе евреев из Египта, о которой говорится в книге Исх III:22 [406]; XII:35 [407]. Растерявшиеся от горя египтяне отдавали уходившим евреям драгоценную посуду, одежды, и евреи «обобрали египтян»; но, обирая египтян, они получали лишь награду за свой долгий бесплатный труд на них, поэтому и в этом событии писатель видит действие премудрости.«…днем была им покровом, а ночью звездным светом». Указание на облачно-огненный столп, который вел евреев в пустыне. Столп «служил покровом», т. е. защитой от палящего солнца (см. XVIII:3). 18. Она перевела их чрез Чермное море и провела их сквозь большую воду, 18. Ср. XIX:7; Исх XIV:21–25 [408]. 19. а врагов их потопила и извергла их из глубины бездны. 19. См. Исх XIV:26–30 [409]. 20. Итак, праведные завладели доспехами нечестивых и воспели святое имя Твое, Господи, и единодушно прославили поборающую руку Твою;