Псалом 34

Псалом Давида.

Псалом принадлежит Давиду и написан во время гонений от Саула. Так, напр., Давид говорит здесь о своей полной невинности пред Богом (7, 12–15, 19, 20) и незаслуженности преследований; враги искали лишить его жизни (4), строили против него козни (7, 20). Подобным положение Давида было при Сауле.

Господи! Выступи на мою защиту от врагов, замышляющих против меня зло (1–6). Пусть враги мои погибнут от посланного Тобою Ангела, а я всем существом моим буду восхвалять Тебя (7–10). За добро мое к ним и сочувствие они платят одним злом и лицемерием (11–16). Не дай восторжествовать надо мною одиноким моим врагам, злоумышляющим против меня (17–21). Ты видел мои незаслуженные страдания и радость врагов моим бедствиям; подвигнись на мою защиту и дай мне возможность всегда восхвалять Тебя (22–28). 1. Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною;

1. «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною» — образ заимствован из человеческого суда, где каждой стороне предоставлялось право доказывать свою невинность фактами своей деятельности. Давид исповедует, что самый строгий суд не найдет в нем такой вины и не оправдает его врагов.

возьми щит и латы и восстань на помощь мне; 3. обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я — спасение твое!»

2–3. Образы Бога, выступившего на защиту Давида, заимствованы из порядка вооружения воина, идущего на битву. 4. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло; 5. да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет [их]; 6. да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их, 5–6. «Ангел Господень да прогоняет и преследует их» — указание одной стороны деятельности Ангела-хранителя: он изгоняет и преследует людей нечестивых, оберегая таким способом праведника от их нападений. — «Путь их темен и скользок» — их предприятия против праведника да будут неудачны, да встретят препятствия, подобно тому, как встречает их путешественник в темную ночь на скользком пути. ибо они без вины скрыли для меня яму — сеть свою, без вины выкопали ее для души моей. 8. Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл для меня, да уловит его самого; да впадет в нее на погибель. 9. А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него. 10. Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?» 10. «Все кости мои скажут». Кости, как самая твердая часть организма и носительница всего тела, скрытая внутри, означает глубину благодарного чувства, наполняющего все существо спасенного. 11. Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня; 11. На Давида возводились пред Саулом несправедливые обвинения, как видно из 1 Цар XXIV:8–10.