ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО – ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ

ВВЕДЕНИЕ Актуальность названной темы очевидна для каждого, имеющего представление о главных тенденциях в религиозной жизни современной России. Неопятидесятнические деноминации, попытку исследования которых предпринимает автор, принадлежат к числу наиболее быстро растущих псевдохристианских течений не только в нашей стране, но и по всему миру. По приблизительным оценкам, число их последователей на российской территории превышает двести тысяч человек1. Так называемое харизматическое движение, выросшее из пятидесятничества начала двадцатого века, стремительно завоевывает позиции среди верующих самых различных христианских конфессий, включая традиционный протестантизм и католичество. Таким образом, знание основных моментов истории и вероучения этих групп есть насущная необходимость не только для религиоведов и богословов, но и для всех верующих, которым рано или поздно придется столкнуться с представителями вышеназванных течений. Как выяснилось, современные православные также не застрахованы от харизматического влияния, чему в настоящее время есть несколько примеров. Уже много лет в США действует «Православный центр обновления», которым руководит архимандрит Греческой Православной Церкви Евсевий (Стефану). И хотя в ныне существующих «православных» харизматических общинах лишь с большим трудом можно различить следы православного вероучения, вполне вероятно, что вскоре церковному богословию придется столкнуться с этим вопросом изнутри. Харизматическое движение уже давно стало предметом серьезных богословских дискуссий на Западе, в то время как для России тема является достаточно новой, что объясняет недостаток литературы по данному вопросу на русском языке. Начало полемике с харизматическим движением положил в книге «Православие и религия будущего» американский иеромонах Серафим (Роуз)2, показавший несоответствие харизматического опыта тому пониманию духовной жизни, которое сложилось в православной церковной традиции. В 1995 году вышла книга священника Игоря Ефимова «Современное харизматическое движение сектантства»3, где излагается история пятидесятничества (в том числе российского) и харизматического движения и дается обзор их вероучения и практики. Книга стала, по существу, первой попыткой серьезного изучения вопроса в России. К числу ее несомненных достоинств следует отнести хорошее систематическое изложение и активное использование автором пятидесятнической литературы и периодики. Однако сегодня харизматическое движение мало похоже на описанное священником Игорем – к сожалению, книга сильно устарела. Отчасти это связано с тем, что автор анализировал харизматическое движение лишь на основании доступной ему литературы российских пятидесятников, которые за годы советской власти были лишены возможности поддерживать связь с зарубежными единоверцами, и потому подошли к началу девяностых годов практически не изменившись. Среди евангелических деноминаций России пользуется популярностью книга Джона МакАртура «Харизматики»4. Ее серьезным недостатком является характерная баптистская аргументация, которую следует признать совершенно неудовлетворительной с точки зрения православного богословия. Гораздо более полезным может стать труд немецкого автора Вольфганга Бюне «Игра с огнем»5, подробно освящающий связанные с неопятидесятничеством исторические факты и дающий достаточно информации об их вероучении. Наиболее полным православным источником информации о современном харизматическом движении можно назвать публикации в журнале «Прозрение», а также соответствующую главу из книги А. Дворкина «Сектоведение»6. Что касается иностранной (в частности, англоязычной) литературы по рассматриваемому вопросу, необходимо назвать несколько публикаций, использованных автором в данной работе.