Письма

Автобіографія составляетъ нечто въ роде предисловія къ сборнику сочиненій автора.

Такъ какъ островъ Кипръ покоренъ былъ въ 1191 г. англійскимъ королемъ Ричардомъ Львиное сердце, то на этомъ основаніи Маттіэ относитъ прибытіе Григорія въ Каллиникисы къ 1250 или 1251 г.

Византійскіе писатели обыкновенно называли грековъ римлянами (ромеями) и употребляли эпитетъ «римскій», какъ синонимъ «греческаго», но здесь авторъ, очевидно, употребляетъ его, какъ синонимъ «латинскаго».

По словамъ Стефана Византійскаго это было местечко въ Каріи, находившееся прямо противъ острова Самоса (Прим. — Маттіэ).Знаменитый аскетъ и философъ, учитель императора Ѳеодора Ласкариса младшаго и византійскаго историка Георгія Акрополита, известенъ оригинальностью характера и многими сочиненіями богословскаго и философскаго содержанія, доселе остающимися большей частію не изданными.Монастырь Влеммида назывался Имаѳіями (Ἠμάϑιοι) и находился близъ Ефеса.Упоминаемая здесь попытка императора Михаила Палеолога отнять Константинополь у латинянъ относится въ весне 1260 г. См. летопись великаго Логоѳета Георгія Акрополита, по русск. пер. стр. 203–205.25 іюля 1261 г.Известный историкъ и государственный человекъ, оставившій намъ «Летопись» главнейшихъ событій своего времени (перевед. на русск. языкъ и изданн. при Спб. Дух. Академіи въ 1863 г.) и принимавшій деятильное участіе во всехъ важнейшихъ делахъ при императорахъ Ѳеодоре Ласкарисе младшемъ (1255–1259) и Михаиле Палеологе (1259–1281) и между прочимъ въ Ліонской уніи, которую онъ принялъ на Ліонскомъ соборе 1274 г. отъ имени императора Михаила въ качестве полномочнаго его представителя на этомъ соборе. Кроме летописи отъ него осталось еще несколько сочиненій богословскаго содержанія и между прочили — λόγοι δυο περι τῆς εϰπορεύσεως του αγίου Πνεύματος, изъ которыхъ 1–е пространное издано о. Андроникомъ Димитракопуломъ вместе съ другими не изданными доселе богословскими сочиненіями разныхъ писателей въ первомъ томе своего сборника подъ заглавіемъ: Bibliotheca ecclesiastica continens Graecorum theologorum opera, Lipsiae 1866, по рукописи Московской сѵнодальной библіотеки. Второе слово о томъ же предмете, равно какъ и другія сочиненія Акрополита какъ богословскаго, такъ и Философскаго содержанія остаются доселе въ рукописяхъ. См. объ нихъ Fabricii, Biblioth. Graeca t. VII p. 770 ed. Harles и Oudini Commentarius de scriptor. ecclesiasticis t. III p. 465–467.Григорій Кипрскій почтилъ впоследствіи своего бывшаго учителя похвальнымъ надгробнымъ словомъ, къ сожалеію доселе не изданнымъ.Игра словъ въ подлиннике — οδ υϰ ηνείχετο του ϕρονήματος (мненіе высокое о себе и низкое о другихъ), ϰαὶ μᾶλλον ἐίπεἷν τοῦ ϰαταϕρονήματος (положительное пренебреженіе къ другимъ, презорство).Если принять, что Георгій Акрополитъ открылъ свою школу въ следующемъ по взятіи Константинополя 1262 г., то Григорій долженъ былъ родиться около 1233 г. (Прим. — Маттіэ).Разумеются церковныя смуты, последовавшія за провозглашеніемъ Ліонской уніи на востоке.