Творения. Т.1. Слова и проповеди

Странное дело, которое не излишне здесь заметить не к похвале язычества, но к постыждению плотоугодия между христианами! Мысль о потребности умерщвления плоти проникла даже в чувственное верование языческое. И жрецы Вааловы думали умерщвлять плоть, только не умели умерщвлять ее духом, но крояхуся, по обычаю своему, ножами, и мнози бишася бичми, до пролития крове своея (3Цар.18:28).

Нам, христиане, повелевается умерщвлять плоть не карательными орудиями, не мучением или уродованием создания Божия, не повреждением орудия души, но духом, то есть духовным законом, духовными рассуждениями, духовными правилами, духовным воззрением на образ жития и распятия Христова, и силою, почерпаемою из сих живых источников.

Плоть хочет веселиться, рассыпаться в смехе, даже, может быть, скакать и произносить или с удовольствием слушать бесчинны кличи и подобная сим (Гал.5:21) - порази ее ударами не ножа или бича, но духовного слова: Горе... смеющимся (Лк.6:25), блажени плачущии ныне (21) - и умерь веселие невинное, и убей веселие греховное.

Плоть раздражается на оскорбившего и порывается на взаимное оскорбление - свяжи ее не узами вервяными или железными, но узами духовного рассуждения и страха Божия: Гнев мужа правды Божия не соделовает (Иак.1:20), всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1Ин.3:15); иже речет: уроде, повинен есть геенне огненней (Мф.5:22).

Плоть, не довольствуясь необходимым, жаждет приятного, ищет наслаждения и готова поставить оное целию жизни. Укажи ей иной предмет и цель - крест, водруженный на Голгофе для того, чтобы лишениями и страданиями очистить землю от нечистых наслаждений; жажду приятного угаси жаждою голгофскою, в сладости земные положи оцет и желчь, поднесенные распятому Господу, и с помощью орудий Его страдания, не вещественно употребляемых, но духовно созерцаемых, распни любосластие, роскошь и негу простотою, умеренностью, воздержанием, постом, трудами.

Плоть, благовидно удерживаемая от дел, и плотскими людьми осуждаемых, не перестает иногда при сем тайно рождать и питать нечистые помыслы и желания. Не пренебрегай злых исчадий злой матери потому, что они малы и наружно неприметны. Поспешай обратить против них и в разуме духовном самым делом исполнить пророческое заклинание: Дщи Вавилоня окаянная, ...блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень (Пс.136:8-9). Вавилон духовно значит мир греховный, грехом пленяющий и порабощающий. Дщерь Вавилона есть плоть, воспитанная суетою и прелестью мира. Младенцы ее суть нечистые помыслы и греховные желания. Камень есть Христос. Блажен ты, если не медлишь, силою веры, молитвы и самоотвержения повергать пред сим Камнем и разбивать сих младенцев, как скоро найдешь их. Ибо, если умедлишь, то нельзя не опасаться, что они вырастут, обратятся в исполинов и удержат тебя или вновь сделают пленником Вавилона.

Так и подобным сему образом да умерщвляем, братия, дела плотские духом, и да распинаем плоть со страстьми и похотьми, да будем Христовы, да живет в нас Христос и мы наконец будем жить в Нем и в Его вечной со Отцем и Святым Духом славе. Аминь.

Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия, во время возобновившейся и продолжающейся губительной болезни (о спасительном значении скорбей[78]). Говорено 5 июля 1848 г.[79]Научивша многи, возвратистася в Листру, и Иконию, и Антиохию, утверждающа души учеников, моляща пребыти в вере, и яко многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие. Деян.14:21-22Святой евангелист Лука в книге Деяний апостольских повествует между прочим о путешествии Павла и Варнавы по особенному повелению Духа Святого для проповеди Евангелия.Совершив порученное Духом Святым посольство, Павел и Варнава возвращаются чрез те же города, которые проходили прежде, не минуя и убийственного города Листр, - таково дерзновение апостольское! Они не заботятся об охранении себя от опасности, уже испытанной, потому что все их попечение устремлено ко спасению других. Они не просто идут обратным путем, но продолжают апостольское дело, утверждающе души учеников, моляще пребыти в вере, и вразумляюще, яко многими скорбьми подобает, нам внити в Царствие Божие.