Творения. Т.1. Слова и проповеди

Когда видим, что люди, принявшие веру непосредственно из уст апостолов, видевшие апостольские чудотворения, в ней удостоверяющие, еще требовали апостольского попечения, чтобы утвердить души их, - что должны мы подумать, братия, о наших душах? Меньшая ли, даже не большая ли потребна забота о их утверждении?

Тверды ли наши мысли о святом и праведном? Тверды ли наши добрые намерения? Постоянно ли духовное направление нашей деятельности? Не колеблют ли нашего ума сомнения, нашего сердца и воли - страсти и чувственные пожелания? Не упадаем ли духом иногда в уныние печали, иногда в уныние разленения.

Мнящегося стоять твердо разочаровывает апостольское слово: Мняйся стояти да блюдется, да не падет (1Кор.10:12).

Итак, для собственной нашей потребности будем внимательны к тому, как богомудрые Павел и Варнава утверждали души учеников. Каким же образом? Они увещевали их пребывать в вере. Это значит, что не довольно узнать веру Христову, принять ее посредством крещения и оставаться погруженным в обыкновенную жизнь сего видимого мира. Не довольно и того, чтобы прибегать к помощи веры только по временам, когда в наших недостатках или трудностях не находим земной естественной помощи, но надобно так себя располагать и бдительно наблюдать за таким расположением духа, чтобы мы пребывали в вере постоянно и непрерывно, чтобы дух веры проникал и обнимал наши силы, способности, наклонности, желания, действия, чтобы он был главною движущею силою нашей жизни.

Открываешь ли око, пробуждаемое утром - открывай в то же время око веры в сердце и взирай к Владычествующему днем и вечностью, и проси Его помощи провести начинающийся день так, чтобы он мог вести тебя к дню невечернему, а не к ночи вечной.

Отходишь ли ко сну - помяни смерть, которой сон есть образ и преддверие, и молитвою веры передай себя Тому, Который есть воскрешение и живот (см.: Ин.11:25). Поколику же можешь победить сон или поколику он не победит тебя, помяни и в нощи имя Господа (см.: Пс.118:55), и полунощи востань исповедатися Ему о судьбах правды Его (62).

Предприемлешь ли что - прежде всякого другого советника советуйся с верою. Воззови словом Павловым: Господи, что мя хощеши творити (Деян.9:6)? Угодно ли Тебе, Господи, предприемлемое мною? Если угодно, благослови; если не угодно, не допусти меня сделать не угодное Тебе. И потом слушай, что речет Тебе Господь в Своем слове, в твоем разуме, в твоей совести, в советах людей мудрых и благочестивых и во внешних указаниях и знамениях.

Приступаешь ли к делу - приветствуй свое дело, как приветствуешь дело ближнего: Бог в помощь! Боже, в помощь мою вонми! (Пс.69:2).Идешь ли куда - иди с Богом, по напутственному слову от благочестивых предков довольно у нас обычному, но едва ли столь же обычно делом исполняемому. Ходи пред Богом с Авраамом (см.: Быт.17:1); предзри Господа пред собою выну с Давидом (см.: Пс.15:8); держи, как можно, в мыслях и в сердце, что Бог тебя видит, чтобы тебе и стыдно и страшно было покуситься на недостойное пред очами Божиими, чтобы тебя не смутила нечаянность и не поколебала трудность, когда Господь одесную тебе есть, да не подвижешися (см.: Пс.15:8).Хочет ли твоя мысль как птица носиться, где случится, кружиться в разнообразии сует или даже опускаться на нечистоту, ты, напротив, ее удерживай, связуй ей крылья усиленным вниманием к предметам духовным, возвращай твой странствующий ум и сердце и давай ему благословенный труд призывания спасительного имени Господа Иисуса в вере, любви и смирении, - труд, который, при верном продолжении должен обратиться и в пищу, и в покой, и в радость под осенением Святого Духа, так как, по апостолу, никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1Кор.12:3).Таковы должны быть расположения и упражнения верующего, чтобы он постепенно мог приблизиться к состоянию утвержденной души, в котором Святой Павел не обинуясь говорил о себе: Верою живу Сына Божия - живу не ктому аз, но живет во мне Христос (см.: Гал.2:20).Обратимся к богомудрым Павлу и Варнаве, чтобы рассмотреть еще особенный способ, которым они утверждали души учеников. Какой это способ? Вразумление или предвещание, яко многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие. Способ неожиданный! Средство, по видимому не обещающее привести к цели! Мысль о многих скорбях на пути к Царствию Божию не более ли способна колебать, нежели утверждать души? Как же апостолы употребляют ее тогда, как стараются утверждать души?Павел и Варнава в наставлении, которым старались утвердить души новопросвещенных верою, не могли не упомянуть о скорбях, потому что скорби уже были в виду. Новопросвещенные видели, как на Павла и Варнаву неверующие повсюду воздвигали гонение за проповедуемую веру. По всему вероятию, подобной участи ожидать надлежало и принявшим веру. Чего ученики опасались по догадке, то наставники предвидели по Духу Божию, и, таким образом, против скорбей неизбежных спасительного средства оставалось искать только в том, чтобы правильно смотреть на них и уметь их принять и перенесть. Сему поучали апостолы, когда говорили: Яко многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие.То есть вы опасаетесь скорбей и оттого можете возмалодушествовать. Знайте же, что скорби неизбежны на пути в Царствие Божие. Так подобает, таково устроение Провидения Божия. Итак, если, встречая скорби на пути к Царствию Божию, вы колеблетесь и отступаете вспять, то вы воспящаетесь от Царствия Божия. Если же вожделенно вам Царствие Божие, то скорби на пути к нему вы должны встречать без малодушия и колебания. Если вы охотно идете и не гладким путем, помышляя, что он ведет в отеческий дом, то проходите охотно поприще скорбей, ведущих в Царствие Божие.