Творения. Т.1. Слова и проповеди

В-третьих, скорби употребляет Провидение Божие для верующих и спасаемых, как средство испытания и приготовления к высшей степени добродетели, совершенства и блаженства.

Испытание сие не нужно для Бога Сердцеведца, но нужно для самого человека, которого сердце глубоко (Пс.63:7) и который сам не знает, что из него может быть открыто и выработано. Как приражение железа к твердому камню высекает искры, которых до того не было признака, так при ударах скорбей блистают из твердой души искры добродетели, которые без того не возбудились бы.

Каким сильным болезненным ударом падало на родительское сердце Авраама каждое слово повеления Божия: Пойми сына твоего возлюбленнаго, егоже возлюбил еси, Исаака, ...и вознеси его во всесожжение (Быт.22:2)! Но, когда необычайное испытание возбудило отца Исаакова к необычайному подвигу веры, любви к Богу и самоотвержения, в каком высоком свете явились и его добродетель и ее воздаяние! Он получил высокое и обширное благословение - увидел день Христов (см.: Ин.8:56), соделался прародителем Христовым и отцом верующих.

Какие тяжкие и многообразные скорби переносил апостол Павел! Но притом он имел дерзновение говорить: Хвалимся в скорбех (Рим.5:3), радуюся во страданиих моих (Кол.1:24). Как это могло быть? Могло быть и было потому, что он понимал, и не только понимал, но по крайней мере начинательно испытывал и чувствовал благословенные и блаженные плоды скорбей и страданий. Якоже, - говорит, - избыточевствуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточевствует и утешение наше (2Кор.1:5).

Буди нам свидетелем утешительного учения и ты, Преподобне отче Сергие. Не избрал ли ты добровольно скорбей и лишений строгого и беспомощного пустынножительства? Не понес ли трудностей брани против коварства и дерзости врагов невидимых? Не испытал ли скорбей от малодушия людей, не понимавших своего совершенства и от зависти искушаемых любоначалием? И се по мере обильного сеяния скорбных подвигов обильная для тебя жатва благодати, которою и других многих во многие роды по вере питать продолжаешь!

Но кто исчислит скорби святых на пути освящения, и даже в состоянии совершенства и святыни?!

И Ты, Пресвятая Мати Дево, высшая небес, чистейшая света солнечного, одною ли радостию Матери Господа жила на земле? И Твою душу чистейшую, осененную высочайшим благословением, исполненную благодатию, не прошло ли оружие скорби (см.: Лк.2:35) так же беспримерной, как беспримерны Твое достоинство и Твоя последующая слава?

Обращаясь к себе самим, не признаем ли, братия, что ныне особенно ко времени углубляться в евангельское учение о скорбях? Видно, мы не довольно внимали оному, когда суждено свыше послать нам, и не однажды послать, чрезвычайных и строгих проповедников - болезнь и смерть. Они проповедуют не словами, но сильнее слов событиями. Что проповедуют? Думаю, нечто подобное проповеди ангела откровения: Убойтеся Бога и дадите Ему славу (Откр.14:7). Если в благоденствии вас не довольно привлекали к Богу благодарность и любовь, да приведет вас к Нему по крайней мере страх бедствия. Если вы не пользовались свободно тихими скорбями покаяния и умерщвления плоти для очищения души, воспользуйтесь для сего по крайней мере невольно находящею, но в покаянии приемлемою скорбию бедствия, постигающего или угрожающего или с бедствующими ближними состраданием разделяемого. Дайте славу правосудию Божию и, со смирением и самоосуждением приемля временное наказание, спасайте себя от вечного.Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас (Пс.37:2). Наказуя накажи нас временно, смерти же безвременной и вечной не предаждь нас (см.: Пс.117:18). Ключом скорби отверзи нам врата правды и благодати, да вшедше в ня исповемыся (19) Тебе, Взыскателю погибших, Спасителю грешных, Облаженствователю злостраждующих. Аминь.Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия (заботы духовные должны предшествовать мирским[80]). Говорено в Троицкой Сергиевой Лавре 5 июля 1850 г.[81]Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам. Мф.6,33