Творения. Т.1. Слова и проповеди

Так правильная мысль о скорбях на пути к Царствию Божию должна служить не к ослаблению, но к утверждению души.

Не знаю, удержались ли христиане антиохийские, иконийские и листрийские, а наша пытливость, думаю, не удержалась бы, чтобы спросить богомудрого Павла, почему же Бог, хотящий всем человекам спастися, основавший веру Христову и покровительствующий ей чудесными силами, - почему не облегчил для верующих пути спасения? Почему или определено, или попущено быть скорбям на пути в Царствие Божие? Есть на сие готовый отзыв Павлов и вместе Исаиин пророческий и апостольский: Кто разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть (Рим.11:4; ср.: Ис.40:13)? Отзыв, достойный бесконечной премудрости Божией и достаточный для смиренной мудрости человеческой!

Но против возношения помышлений, взимающихся на разум Божий, присовокупим к сему нечто, также под руководством пророческого и апостольского слова.

Скорбям суждено быть на пути спасения, во-первых, по правосудию.

Бог хотел вести человека на Небо райским путем, но человек преступил волю Божию и оступился. Возмечтал идти выше пути Божия и столько низринут правосудием Божиим, сколько низринул сам себя. Терние, волчцы, труд, пот, печали, воздыхания посеялись на его пути, а на конце его явилась смерть временная и вечная. По закону рождения мы все наследовали от первого прародителя грех и его неразлучное последствие - наказание - и тем менее можем отказаться от сей последней части наследия, что сами умножаем первую грехами произвольными. Милосердие Божие открыло нам новый путь спасения во Христе, Который и правосудию Божию за нас удовлетворил Своею крестною смертию, но при всем том закон правосудия Божия не должен быть нарушен, и потому щадимого грешника нельзя вести наравне с райским безгрешным человеком. Радуйся, что уже не к смерти, а к жизни ведет тебя милосердие, и прими безропотно легкие и непродолжительные уроки правосудия: труды, лишения, скорби, печали.

Во-вторых, скорби в руке Провидения бывают средством врачевания душ.

Грех есть болезнь, внедряющаяся в существо человека. Греховное впечатление и порочное услаждение оставляют частию в душе, частию в теле след, который становится глубже при повторении греховных действий и который, возобновляясь воспоминанием, образует наклонность к греховному действию и некую жажду греха. Посему, как иногда телесный врач внедрившуюся в тело и заражающую его язву болезненно выжигает или отделяет железом и причиняет искусственную боль, чтоб излечить болезнь, подобно сему Врач душ и телес употребляет орудие скорбей, чтобы исторгнуть корни и изгладить следы греха, и огнем страдания выжигает заразу, наклонности к греховным услаждениям. На сие указует изречение апостола Петра: Пострадавый плотию преста от греха, во еже не ктому человеческим похотем, но воли Божией прочее во плоти жити время (1Пет.4:1-2).

В-третьих, скорби употребляет Провидение Божие для верующих и спасаемых, как средство испытания и приготовления к высшей степени добродетели, совершенства и блаженства.Испытание сие не нужно для Бога Сердцеведца, но нужно для самого человека, которого сердце глубоко (Пс.63:7) и который сам не знает, что из него может быть открыто и выработано. Как приражение железа к твердому камню высекает искры, которых до того не было признака, так при ударах скорбей блистают из твердой души искры добродетели, которые без того не возбудились бы.Каким сильным болезненным ударом падало на родительское сердце Авраама каждое слово повеления Божия: Пойми сына твоего возлюбленнаго, егоже возлюбил еси, Исаака, ...и вознеси его во всесожжение (Быт.22:2)! Но, когда необычайное испытание возбудило отца Исаакова к необычайному подвигу веры, любви к Богу и самоотвержения, в каком высоком свете явились и его добродетель и ее воздаяние! Он получил высокое и обширное благословение - увидел день Христов (см.: Ин.8:56), соделался прародителем Христовым и отцом верующих.Какие тяжкие и многообразные скорби переносил апостол Павел! Но притом он имел дерзновение говорить: Хвалимся в скорбех (Рим.5:3), радуюся во страданиих моих (Кол.1:24). Как это могло быть? Могло быть и было потому, что он понимал, и не только понимал, но по крайней мере начинательно испытывал и чувствовал благословенные и блаженные плоды скорбей и страданий. Якоже, - говорит, - избыточевствуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточевствует и утешение наше (2Кор.1:5).Буди нам свидетелем утешительного учения и ты, Преподобне отче Сергие. Не избрал ли ты добровольно скорбей и лишений строгого и беспомощного пустынножительства? Не понес ли трудностей брани против коварства и дерзости врагов невидимых? Не испытал ли скорбей от малодушия людей, не понимавших своего совершенства и от зависти искушаемых любоначалием? И се по мере обильного сеяния скорбных подвигов обильная для тебя жатва благодати, которою и других многих во многие роды по вере питать продолжаешь!Но кто исчислит скорби святых на пути освящения, и даже в состоянии совершенства и святыни?!И Ты, Пресвятая Мати Дево, высшая небес, чистейшая света солнечного, одною ли радостию Матери Господа жила на земле? И Твою душу чистейшую, осененную высочайшим благословением, исполненную благодатию, не прошло ли оружие скорби (см.: Лк.2:35) так же беспримерной, как беспримерны Твое достоинство и Твоя последующая слава?