Творения. Т.1. Слова и проповеди

Обращаясь к себе самим, не признаем ли, братия, что ныне особенно ко времени углубляться в евангельское учение о скорбях? Видно, мы не довольно внимали оному, когда суждено свыше послать нам, и не однажды послать, чрезвычайных и строгих проповедников - болезнь и смерть. Они проповедуют не словами, но сильнее слов событиями. Что проповедуют? Думаю, нечто подобное проповеди ангела откровения: Убойтеся Бога и дадите Ему славу (Откр.14:7). Если в благоденствии вас не довольно привлекали к Богу благодарность и любовь, да приведет вас к Нему по крайней мере страх бедствия. Если вы не пользовались свободно тихими скорбями покаяния и умерщвления плоти для очищения души, воспользуйтесь для сего по крайней мере невольно находящею, но в покаянии приемлемою скорбию бедствия, постигающего или угрожающего или с бедствующими ближними состраданием разделяемого. Дайте славу правосудию Божию и, со смирением и самоосуждением приемля временное наказание, спасайте себя от вечного.

Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас (Пс.37:2). Наказуя накажи нас временно, смерти же безвременной и вечной не предаждь нас (см.: Пс.117:18). Ключом скорби отверзи нам врата правды и благодати, да вшедше в ня исповемыся (19) Тебе, Взыскателю погибших, Спасителю грешных, Облаженствователю злостраждующих. Аминь.

Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия (заботы духовные должны предшествовать мирским[80]). Говорено в Троицкой Сергиевой Лавре 5 июля 1850 г.[81]

Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам. Мф.6,33

Кто имеет неповерхностное внимание к себе и к своей жизни, тот, конечно, замечал, как нередко дела земные и мирские становятся препятствием делу духовному и небесному, делу благочестия и спасения души.И время расхищается так, что человек не только не приносит из него добровольных жертв Богу, но и похищает у Бога время, которое сам Бог Себе усвоил и освятил заповедью.Что же делать? Как достигнуть того, чтобы дела земные и мирские не препятствовали делу духовному и небесному? Многие люди разных времен и мест сей вопрос решили согласно, просто и счастливо. Они решительно бросили земные и мирские дела и предались единственно делу духовному и небесному. Для удостоверения, что сие решение вопроса было счастливо, довольно наименовать некоторых из тех, которые приняли сие решение. Таковы были пророк Илия, Иоанн Креститель, апостолы, Антоний Великий и, чтобы не ходить еще далеко, наш Преподобный Сергий. Их решимость оправдывают последствия вековые и вечные.И не на удачу и не по действию произвольного человеческого мудрования была и может и должна быть счастлива решимость оставить все мирское, но, с одной стороны, по устроению Божию, с другой - по действию ревностного желания следовать воле Божией. Не знаем, как устроился для Илии образ жизни одинокий, нестяжательный, беспопечительный, но что сие было по воле Божией, можно усмотреть из того, что Бог чудесно поддерживал сей образ жизни, определив между прочим врана хлебодаром к человеку, который задолго до Христа начал следовать учению Христову: Не пецытеся, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся (Мф.6,31). Преемник же духа и образа жизни Илии - Елисей введен был в сей образ жизни очевидно прямым повелением Божиим. Что Иоанн Креститель жил в совершенном отречении от мира по устроению Божию, сие открыто было еще прежде рождения его предречением ангела, что он будет облечен духом и силою Илииною (Лк.1,17). Апостолы оставили все также не по своему произволу, но по владычественному призванию Христову. С тех пор как проповедано и написано Евангелие, избранные подвижники христианские из него слышали глас, призывающий их к совершенному отречению от мира. Так, Антоний услышал в церкви слова Христовы: Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение Твое и даждь нищим; и имети имаши сокровище на небеси; и гряди вслед Мене (Мф.19,21) - и принял сии слова так, как бы они лично к нему изречены были, и потому, вышед из церкви, продал большую часть своего имения, и роздал нищим. По некотором времени вновь услышал он в церкви слова Христовы: Не пецытеся на утрей (Мф.6,34) - и роздал нищим и остальное и, от сего начав подвижническую жизнь, достиг такой меры духовного возраста, что вся Церковь нарекла и нарицает его Великим.Из сказанного происходят два заключения: первое - что решимость оставить все для служении Богу для попечения о душе есть вожделенный и превосходный дар Божий, и благо тому, кто сей дар обрел, с чистым расположением принял, хранит верно, употребляет деятельно; второе - что сей дар не для всех, как сие можно видеть и из указанных примеров, и из приведенных слов Христовых. Правило совершенной нестяжательности Господь преподал не в качестве заповеди, безусловно для всех обязательной, но в качестве совета, условно предлагаемого желающему: Аще хощеши совершен быти. И как не от всякого можно надеяться совершенства, так ненадежно было бы советовать всякому, чтобы оставил все. Да и естественное устроение земной жизни таково, что требует занимающихся и земными делами. Если бы все занимающиеся земледелием решились буквально исполнять правило не пецытеся на утрей и, отвергнув попечение о завтрашнем дне, тем паче отвергли попечение о следующем годе и перестали бы пахать и сеять, такое одностороннее направление к жизни духовной разрушило бы жизнь естественную.Но если таким образом неизбежно, чтобы многие не оставляли занятия делами земными и мирскими, то неизбежно встречается опять прежний вопрос: как достигнуть того, чтобы дела земные и мирские не препятствовали делу духовному и небесному? Более общеупотребительное и для немощи нашей более снисходительное разрешение сего вопроса можем найти в изречении Господнем: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его.Поставление одного дела прежде показывает, что допускается другое дело после. Следственно, в изречении Господнем заключаются две мысли: одна открытая, другая сокрытая в слове прежде. Мысль открытая: должно искать Царствия Божия и правды Его прежде. Мысль сокрытая: не возбраняется искать и некоторых других предметов после.