Творения. Т.1. Слова и проповеди

Поставь мысль о Боге и о Христе душою твоей жизни, движущею силою твоих нравственных действий - и твоя жизнь и дела будут сами собою возвещать добродетели Призвавшего тебя лучше богословских речей и рассуждений.

Тщися жить духовно, а не плотски - и твоя жизнь будет возвещать добродетели Отца духов (см.: Евр.12:9).

Милосердуй, благотвори даже и врагам -- и ты будешь сим возвещать совершенство Сияющаго солнцем Своим на злыя и благия (см.: Мф.5:45).

Будь безропотно предан Богу в несчастии, в скорби - и ты будешь проповедником Божия Провидения.

Храни безгневие, кротость, смирение - и в самом безмолвии ты будешь провозвестником добродетелей кроткого и смиренного сердцем Иисуса. Ради Его спостражди страждущему, постражди за охранение блага общего, за избавление ближнего от неправды и беды - и будешь исповедником Положившего душу Свою за спасение мира.

Так живя и по таким побуждениям действуя, ты пребудешь достойным Призвавшего тебя в чудный Свой свет сохранишь и умножишь свет, тебе дарованный, и, когда возрадуешься, ничто не возмутит твоей радости - когда помолишься, ничто не преградит молитве твоей пути на Небо. Славя Бога на земле, упрочишь себе наследие славы на Небесах. Ибо не прейдет слово Его: Прославляющия Мя прославлю (1Цар.2:30). Аминь.

Слово в день памяти Преподобного Сергия (о праздновании памяти святых[101]). Говорено в Троицкой Сергиевой лавре 25 сентября 1849 г.[102]Хвалите Бога во святых Его. Пс.150:1Утешительно видеть собор верующих, собравшийся к единому из святых, отшедших к Богу, и совершающий торжество.В сем виден величественный союз земного с небесным, воинствующей Церкви с торжествующею. Слава святых на небесах, и земная слава не нужна им. Но счастливо то для земли, что она чтит и славит небесную добродетель. Если приветствующего тебя в твой личный или семейный праздник ты не оставляешь без взаимного привета, или угощения, или дара, то может ли святой, совершившийся в любви, менее быть внимателен к приветствующим его в его праздник?!Надобно только приветствовать святых таким образом, который бы их был достоин. Не учит ли сему нас пророческое слово: Хвалите Бога во святых Его.Достойно внимания, во-первых, то, что пророк приглашает хвалить святых вообще, а не некоторых из святых в частности. Отсюда можно заимствовать наставление, не излишнее для тех, которые к одному из святых по его славе или по дознанной на себе его помощи прилепляются не только преимущественною любовию, что надлежало бы признать справедливым и естественным, но как бы исключительною, простертою до невнимания к другим праведникам.Если заповедь Божия повелевает нам любить всех человеков, несмотря на то что в некоторых из них и нелюбезные качества встречаются, то кольми паче должно и свойственно любить всех святых, которых все качества и действия достойны любви и благословения.Дерзаем уповать, Преподобне отче Сергие, что ты благословишь сие размышление, которое не касается многой веры и любви к тебе, утвержденной и непрестанно утверждаемой твоими благодатными молитвами, благодеяниями и чудесами, но стремится утвердить и возвысить любовь к святым там, где ее нет или где она частию возвышается, а частию падает.Все святые суть присные чада Отца Небесного, все составляют одно великое семейство Христово. Если вы в добром и единодушном семействе, любя одного, другого не любите, то сим оскорбится, конечно, и тот, которого любите. Подобно сему, если, имея особенную любовь к одному из святых, о других вы помышляете без благоговения, то и чтимый вами в своем лице бывает оскорблен вашею холодностию в лице других, потому что все святые не только единодушны между собою, но и совершенно едино суть в Господе.Святые на небесах, подобно как верующие на земле, имеют дарования, по благодати данной им, различна (Рим.12:6), потому что в совокупности обладать всеми силами и совершенствами свойственно единому Богу. Сие разделение благодатных дарований ведет частию к тому, чтобы дарованием одного святого пользовались многие, имеющие нужду в сем даровании, а частию к тому, чтобы каждый человек мог пользоваться помощию многих святых по своим различным потребностям, по их различным дарованиям, и чтобы таким образом на благодати, на вере и на любви основывался и утверждался всеобщий союз всех человеков со всеми святыми в едином Боге.После сказанного теперь нетрудно признать в рассматриваемом нами изречении псалмопевца другую поучительную знаменальность выражения. Он приглашает не просто хвалить святых, но хвалить их так, чтобы в них прославляем был Бог: Хвалите Бога во святых Его.Святые суть сосуды благодати. Но чья в них благодать? Не их, а Божия. И хотя она дана им от Бога соответственно их вере, любви, подвигам и хотя совершившиеся святые утверждены в благодати навеки, но при всем том она не сделалась их собственностью, а пребывает Божиим дарованием, Божиею в них собственностию. Посему и не имеют они власти употреблять ее по своему произволу и не пожелают так употреблять ее по своему смирению и преданности воле Божией, употребляют же только по воле Божией. Итак, если ты приближаешься к святому, не одушевляясь в то же время верою и усердием к Богу, то и надлежит опасаться, что ты прикоснешься только к сосуду благодати, а заключенной в нем благодати не достигнешь. Если же, приступая с молитвою к святому, в то же время чрез него приступаешь с верою к Богу, то преклоняешь к себе и сосуд, и заключенную в нем благодать, молитва святого восходит к Богу и возносит твою молитву, благоволение Божие нисходит, дарование Божие во святом движется и по мере твоей веры орошает твою душу, благословение Божие осеняет твои мысли и дела, и твои во благих желания исполняются.