Творения. Т.1. Слова и проповеди

Возвратистася в Листру и Иконию и Антиохию, утверждающа души учеников, моляща пребыти в вере, и яко многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие. Деян.14:21-22

Сие сказание святого евангелиста Луки о проповеди святых апостолов Павла и Варнавы представляет способ наставления довольно необыкновенный. Цель наставления, как вы видите из самого сказания, была та, чтобы утвердить души учеников в вере. Какое же средство употребляют для сего богомудрые наставники? Они предсказывают верующим скорби, и скорби необходимые, потому что чрез них надобно достигать Царствия Божия. Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие. Не надлежало ли опасаться, что сия истина грозная поколеблет веру, а не утвердит? Не лучше ли было бы скрыть опасное предусмотрение опасностей? Но нет! Апостолы не скрывают учения о скорбях, предстоящих на пути к Царствию Божию - видно, нужно сие учение. Они предлагают сие учение, желая утвердить души учеников в вере - видно, есть в сем учении сила для утверждения веры.

Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие. Апостолы не говорят: "Многими познаниями подобает внити в Царствие", хотя сие, по-видимому, было бы сообразно с сокровищами премудрости и разума (см.: Кол.2:3), сокровенными во Христе. Видно, многие познания полезны, но не совсем необходимы для достижения Царствия Божия. В самом деле, мытарь достиг оправдания, а следственно, и близкой надежды Царствия Божия не многими познаниями, но многим смирением, не высокими созерцаниями, но очень простою молитвою: Боже, милостив буди мне, грешнику (Лк.18:13).

Не говорят: "Многим временем подобает внити в Царствие Божие", хотя и на земле многое достигается не скоро, а небо, кажется, далее земли. Видно, продолжительность времени не есть строгое условие приближения к Царствию Небесному. В самом деле, разбойник на кресте в несколько часов и даже, может быть, в несколько минут совершил путь от врат адовых до дверей рая.

Не говорят: "Многими трудами и подвигами подобает внити в Царствие Божие", хотя то правда, по слову Самого Иисуса Христа, что Царствие Небесное нудится (Мф.11:12). Видно, успех усилий, которыми достают Царствие Небесное, не всегда определяется тягостию трудов и числом подвигов. Перстень сына Царствия дан блудному сыну скорее, нежели он окончил труд договорить покаянную речь оскорбленному отцу. Он едва успел изобразить свое недостоинство: Отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой (Лк.15:21), а не успел еще принести просьбы, как ему даровано более, нежели он смел желать и надеяться.

Не многими познаниями, не многим временем, не многими трудами, но, говорят апостолы, многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие. Видно, скорби, паче других средств и пособий нужны и полезны для достижения Царствия Божия.Разум, не довольно покоренный вере, не довольно ею просвещенный, не вдруг усмотреть может, подлинно ли, и почему путь к Царствию Божию должен лежать непременно чрез скорби. Что, кажется, за необходимость заставлять человека страдать, чтобы потом сделать его блаженным? Отсюда может родиться догадка, не относится ли учение о скорбях ради Царствия Божия только до первенствующих христиан, которым надлежало вытерпеть гонения от иудеев и язычников до утверждения христианства во вселенной. Сим подлинно христианам и в сих обстоятельствах апостолы Павел и Варнава говорили о многих скорбях, ради Царствия Божия, и притом вскоре после того, как Павел пред их глазами в Листре едва не до смерти избит был камнями за проповедование христианства. Но, что учение о скорбях ради Царствия Небесного есть не временное только и частное, а всегдашнее и всеобщее в христианстве, в сем нетрудно удостовериться из наставлений Самого Иисуса Христа, не случайных и примененных к особенным обстоятельствам, но коренных и всеобщих. Чем начал Он Свое учение о Царствии Небесном? Блажени нищии духом; блажени плачущии (Мф.5:3-4). Ощущение нищеты более или менее соединено с ощущением скорби, и плач, даже благочестивый, течет из источника скорби, хотя, впрочем, должно быть и такое время, когда, как Моисей древом горькия воды Мерры, Христос крестом услаждает горесть благочестивого плача. Чем оканчивает Господь Свое учение о блаженстве? Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради (Мф.5:11). Не видите ли, что учение Господне о блаженстве скорбию начато и еще большею скорбию окончено? Какое учение может быть более общим для христиан, как учение о последовании Христу? Но в чем состоит сие учение? Аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф.16:24-25). Как ни уменьшайте силу, как ни смягчайте значение сих изречений Господних, во всяком случае нельзя не признать, что ими предрекаются последователю Христову многие скорби. Если ты возьмешь крест и пойдешь за Христом, то куда ты придешь? Очевидно, туда, куда шел, взяв крест, Он Сам - следственно, на Голгофу, на страдание, на распятие. Погубить душу свою ради Христа значит ли пострадать за Него мученически (что, впрочем, не есть общий жребий, тогда как, напротив, изречение Господне о погублении души есть общее для всех спасаемых) или сие значит пресечь и умертвить в душе страстные движения, составляющие жизнь ветхого человека, иссушить похоть, угасить ярость, обуздать порывы собственной воли, отвергнуть пристрастие к собственному мудрованию? Самое выражение погубить душу, которым изображены сии подвиги последователя Христова, сии душевные преобразования, дает разуметь, что здесь имеют место многие скорби, простирающиеся даже до смертного борения и подвига.Святой апостол Петр учит: Христу, пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся (1Пет.4:1). Подлинно мысль о страдании Христовом за нас одна может быть достаточна для того, чтобы примирить нас со всякою скорбию и страданием ради Христа и Его Царствия. Если Христос, не сотворивший греха, пострадал, можно ли нам, грешным, роптать на страдание? Если Христос пострадал за нас, какая была бы неблагодарность не хотеть принять скорбь ради Его и Его заповеди! Если возлюбленный Спаситель наш пьет чашу страданий, любовь к Нему не должна ли ощутить жажду причаститься от чаши Возлюбленного? Если подобаше, должно было, сообразно было с премудрою, праведною и благою судьбою Божиею, пострадати Христу и внити в славу Свою (Лк.24:26). И сие подобаше ради нас. Как не поверить, что и нам подобает, должно, прилично сообразоваться с примером и судьбою нашего Подвигоположника - многими скорбьми внити в Царствие Божие!Но если кому не довольно просто верить, а нужно при том о потребности скорбей быть удостоверену рассуждением, и сей способ наставления имеем мы также в словах святого апостола Петра: Зане пострадавый плотию преста от греха, во еже не ктому человеческим похотем, но воли Божией прочее во плоти жити время (1Пет 4:1-2).Чудно сие рассуждение апостола. Оно подает случай к вопросу: неужели человек не может престать от греха, не пострадав плотию, тогда как он имеет свободу избирать лучшее и сверх того помощь к добру от благодати Божией? Я не буду довольно смел, чтобы решительно ответствовать на сей вопрос, на который апостол только намекнул. Но замечу, что дело, о котором говорит апостол, конечно, лучше нас знает он, и, как богопросвещенный апостол, и как опытный подвижник, который уже немало шел путем страданий, когда указывал сей путь христианам. И конечно, его Божественное просвещение и его страдальческие опыты показали ему причину, по которой христианин должен поставлять себя в готовность к страданиям: Зане пострадавый плотию преста от греха. В самом деле, грех, который человеком допущен, пробил себе дорогу в его сердце и в его существо. Если вы усилием свободной воли при помощи благодати изгоняете его, по пробитой дороге он силится возвратиться. По следам прежних греховных впечатлений вновь идут страстные и греховные движения, возбуждаемые воспоминанием или присутствием искушающих предметов и привычкою. Что же надобно делать, дабы решительнее освободить себя от греха? Не только изгнать его, но и пробитую им дорогу заградить, разрушить, истребить. Надобно глубоко взрыть землю сердца, чтобы уничтожить следы греховного услаждения, чтоб исторгнуть глубоко проникшие тонкие корни греха. Надобно с огнем пройти по стезям внутренних чувств, чтобы очистить их от остатков греховных впечатлений. Следственно, надобны скорби и страдания, дабы пострадавый плотию престал от греха.Найдя таким образом, что скорби в руках Провидения суть очистительное орудие для человека, уготовляемого к Царствию Божию, мы не должны удивиться, если найдем в опытах святых и то, что высшему очищению нередко соответствуют преимущественно многие скорби. Многи скорби праведным (Пс.33:20), - сказует псалмопевец по наблюдению, а также и по собственному опыту исповедует пред Богом: По множеству болезней моих в сердцы моем, утешения твоя возвеселиша душу мою (Пс.93:19). Лишени, скорбяще, озлоблени (Евр.11:37) - сими чертами описал апостол ветхозаветных подвижников веры, не заботясь называть их по имени, так находил он черты сии общими и обыкновенными! Если бы надлежало изобразить жизнь и новозаветных подвижников веры, апостолов, мучеников, преподобных, опять годились бы те же черты: лишени, скорбяще, озлоблени.Не сими ли же чертами ознаменован образ твоей жизни, присный наставниче наш к Царствию Божию - лишен, скорбящ, озлоблен? Не только лишен всякого земного стяжания, что, может быть, нетрудно для лишившего самого себя добровольно; не только скорбящ в заботах о мире и спасении братии, но и озлоблен, то от малодушия облагодетельствованной тобою братии во время скудости потребностей, то от любоначалия родного брата, - озлоблен даже до того, что сделал было себя изгнанником из обители, которая и существованием, и всем тебе одному обязана. Итак, и житие твое тоже проповедует нам, что Слово апостольское: Яко многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие.Посмотримся, братия, в два верные зеркала - в зеркало слова Божия и в зеркало жития святых - так ли, как подобает, идем мы к Царствию Божию.