Собрание сочинений, том 2
6) Последует страх. Ибо кому Христово страдание не будет на пользу и во спасение вечное, тому большее будет осуждение, а тем более христианам, познавшим Христа, но Его не слушающим. Бойся грешить, чтобы не лишиться благодати Божией и чтобы сама Кровь Христова, пролитая, которой, однако, ты пренебрег, не возопила бы на тебя к Богу.
7) Последует утешение согрешившему и кающемуся. Если Христос за тебя пострадал и умер, то как согрешившего и кающегося не примет? Тяжко ли Ему отпустить грех тебе, с сокрушением и сожалением сердца к Нему приходящему и просящему прощения, – Ему, Которому не тяжко было за тебя пострадать и умереть? С радостью отпустит тебе кающемуся грехи твои Он, Который за грехи твои умер.
8) Отсюда познавай, христианин, благородство, честь, достоинство и преимущество души человеческой. Ради избавления и искупления ее, не Ангел, не иной какой-нибудь ходатай, от Бога посланный, но Сам Бог и Господь пришел. Сам ее Своим пришествием почтил и посетил. И искупил ее от диавола, смерти, ада и прочих врагов, не серебром, или золотом, или другой какой-нибудь ценой тленной, а честною Кровью Своей. Почтил Он нас в создании нашем, когда нас по образу и подобию Своему сотворил. Но более почтил, когда к нам, падшим и погибшим, Сам в образе нашем пришел, и пострадал, и умер за нас. Так дорого душу человеческую поставил Господь, что Сам ради взыскания ее пришел и ради стяжания ее Кровь Свою пролил. Чем дороже вещь, тем большая цена за нее дается. Атак как нет и не может быть ничего дороже, чем Христос и Кровь Его, то отсюда и драгоценность души человеческой познается, что ради нее Себя и Крови Своей Христос, Сын Божий, не пощадил. Познавай, христианин, драгоценность души твоей и не прельщайся прелестными чинами и титулами этого мира, которыми сыновья этого века прельщаются и впадают в безумие. Честь, слава и достоинство души твоей больше славы всего мира. Душа твоя – невеста, с Христом, Сыном Божиим, навеки обрученная и святой Кровью Его искупленная. Понимай ее благородство. Благородный Жених – благородная и невеста, Ему сопряженная. Не видишь этого благородства и достоинства сейчас, но увидишь тогда, когда откроются чада Божии. Еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3:2). Все благородство, достоинство и преимущество этого мира, вместе собранное, – гной перед честью и благородством души человеческой.
9) Отсюда последует смирение. Как? Вот каким образом. Если бы земной Царь пришел к тебе, низкому человеку, и посетил тебя, и пришел бы, не тобою позванный, но сам, по своей воле, – не ужаснулся бы ты, и, упав перед ним, не сказал бы: «Кто я такой, что меня, низкого и недостойного, великий Государь мой посетил?» К нам, бедным и низким рабам Своим, не земной, но Небесный Царь, Царь царствующих и Господь господствующих, пришел и посетил нас, не по нашей мольбе, но по Своему милостивому обещанию, и не только посетил, но и страдание и смерть претерпел за нас. Смиряйся же, христианин, видя к тебе такое снисхождение Царя твоего, Бога и Господа твоего, кланяйся, падай перед Ним и говори Ему со страхом и смирением: «Кто я такой, земля и пепел, грешник и раб негодный, что ко мне Господь мой и Бог мой пришел? Но так беспримерной Его благости изволилось! Слава благости Его, слава человеколюбию и безмерным щедротам!»
10) Видим, как смирился для нас Господь наш. Смиримся и мы, христиане, ради Него и ради себя. Ради Него – так как Ему ничто так не приятно и не любезно, как смирение наше. Ради себя – так как нам ничто так не полезно, как смирение, так как Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Петр. 5:5). Не возгнушался Он нами, подлыми и грешными рабами. Не возгнушаемся и мы подобной себе братией, хотя и низшей от нас, глядя на тот живой образ смирения. То есть пускай господа с рабами своими, высокие с низкими, богатые с нищими, славные с подлыми, мудрые с неразумными, ученые с неучеными, как с братией своей, обходятся, и пусть никто другого не презирает. Этого наше родственное естество требует. Не презрел Он нас, подлых и униженных, – не презрим и мы, подлые, подлых, и униженные униженных. Все мы до единого человека, по естеству и природе нашей, – нищие, убогие, бедные и окаянные, от князя и вельможи и до простого мужика. Зачем же бедному бедного презирать, когда Господь и Царь славы нас, подлых и бедных, не презрел?
11) Так как мы Христа, за Его высочайшее к нам благодеяние, не можем здесь достойно возблагодарить и Он ничего не хочет так, как нашего спасения (для этого и пришел в мир, и пострадал, и умер), то постараемся благодатью Его спастись и этим угодить Ему. В будущей жизни, через всю нескончаемую вечность, будем петь Ему с Отцом Его и Святым Духом песнь благодарения, хвалы и славословия. Аминь.
11. Осужденный и его смертная казнь
Бывает, что человек по заслугам своим и по законам осуждается на смертную казнь. И ведут его за город, и следует за ним множество народа, и на определенном месте принимает казнь. От этого позорища обрати, христианин, ум свой и размышление к страшному и ужасному позорищу спасительного Христова страдания. Так Христос, Сын Божий, был судим и осужден на смерть. Но неправедно и неповинно был веден Он на смерть, как овца на заклание, и шло за Ним великое множество народа (Лк. 23:27). И за городом выведен был на место смерти, и там между двумя злодеями претерпел крестную и смертную казнь.Ужасное и умилительное позорище! Сын Божий и Господь славы, как злодей, был осужден и веден на смерть, и смертную казнь принял! От кого? От злых рабов Своих! За кого? За непотребных рабов Своих! Рабы согрешили, и наказание претерпел Владыка! Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши (Ис. 53:5). Где? Вне врат Иерусалимских! Перед кем? Перед очами Божиими, ангельскими и человеческими.Видишь, христианин, страшное и ужасное позорище. Смотри же и рассуждай о причине его! Причина тому – грехи наши. Так и мои, и твои, и всего мира грехи очищались. Так правда Божия удовлетворялась, которая грехами мира была раздражена! Так Бог с миром примирялся и мир с Богом! Так оправдание нам, грешным, заслуживалось, и спасение вечное соделывалось! Так от пленения и власти диавольских, адского мучения и вечной смерти избавлялись мы! Так восход на небо готовился нам, и небесное царствие, грехами нашими закрытое, открывалось, и все, что во Адаме мы потеряли, возвращалось!Во Адаме мы диаволу и власти его темной подверглись – а через Христово страдание от него избавились. Во Адаме согрешили мы и прокляты стали – а через Христово страдание оправдание и благословение Божие возвратилось нам. Во Адаме мы умерли и погибли – а Христовым страданием ожили и спаслись. Во Адаме мы от Бога удалились, а Христовым страданием к Богу привелись. В Адаме мы из рая изгнаны – а Христовым страданием в рай не земной, а небесный возвратились. Во Адаме мы обесчестились и посрамились – а через Христово страдание почтены и прославлены. Во Адаме мы всего добра лишились и во всякое бедствие и окаянство впали – а Христовым страданием всякое добро получили и от всякого злополучия избавились.Итак, от Христова страдания, как от источника спасения, все наше благополучие проистекает. Его страдание – причина нашей отрады. Его смерть – причина нашей жизни. Его судом и осуждением мы от суда и осуждения вечного избавились. Его ранами мы исцелились. Его узы, которыми Он связан был, нас от уз греховных разрешили, за что поем Ему с пророком: Ты расторг узы мои. Тебе принесу жертву хвалы (Пс. 115:7–8). От Его печали, скорби и туги мир и радость вечная нам проистекли. Его милосердными слезами отираются слезы очей наших, и действительны перед Отцом Небесным бывают. Обнажение Божественного Его Тела ризу спасения и одежду веселия нам сделало. Смирением и унижением Его мы вознеслись. От поругания и бесчестия Его вечная честь и слава нам последовала. Словом, все блаженство духовное и вечное от этого спасительного Источника нам проистекло. За это Ему, Начальнику жизни нашей, с Отцом и Святым Духом, воссылаем вечное благодарение. Помни всегда, христианин, то время, в которое это блаженство наше устраивалось. Помни то время, в которое Бог в образе человеческом и рабском ради нас на земле явился и жил, между грешниками обращался, с грешниками ел, пил и беседовал; то время, в которое хуление и гонение от злых рабов Своих претерпел; в которое грехов ради наших скорбел, тужил, ужасался и кровавым потом обливался; в которое льстивым и неблагодарным учеником был продан, предан и прочими учениками оставлен; в которое был связан, веден на суд, судим и осужден был на смерть, был поруган, оплеван и заушен; в которое вопили на Него: возьми, возьми, распни Его (Ин. 19:6); в которое к беззаконным причтен, и ради нашего спасения на Кресте умер. И старайся Искупителю твоему верою, любовью, смирением, кротостью и терпением следовать и угодить, и да будешь с Ним вечно царствовать.12. Царь, ожидаемый гражданами, приход его в город и прием его гражданами