Собрание сочинений, том 2

О том же

Так как слово Божие и молитва–оружия хри­стианские, то слушай и внимай. Диавол поощ­ряет тебя ко греху, но ты в сердце своем отвечай ему: «Не хочу, ибо это Богу противно, Бог это запретил». Диавол возбуждает в тебе скверную и блудную мысль – ты отвечай ему: «Бог мой запретил мне это». Диавол возбуждает в тебе гнев и злобу ко мщению – ты пресекай эту мысль ме­чом слова Божиего, говоря в сердце своем: «Бог этого не повелел». Указывает тебе диавол на чу­жую вещь и подстрекает сердце твое к хищению ее – говори в своем сердце: «Бог это запретил: не укради, не пожелай» (Исх. 20:15,17). Так и при прочих мыслях, противных закону Божию, вос­стающих в твоем сердце, поступай и смотри, со­гласна ли, или противна закону Божию твоя мысль? Согласную принимай и в дело произво­ди. Противную закону отражай, да, укрепив­шись, не победит тебя. Пример в этом подал нам Христос, Спаситель наш, Который на всякое диавольское искушение отвечал искусителю: написано, написано­ (Мф. 4:4,7,10).

Приводит тебя сатана к отчаянью и гово­рит в твоем сердце: «Нет тебе спасения, ты много согрешил, ты столько и столько зла сде­лал». Ты отвечай ему: «Ты осужденный, а не судья, нет тебе спасения, а уготован вечный огонь. Моя Надежда и Спасение – Христос Бог, Который пришел в мир грешников спас­ти. Спасет и меня, так как и я один из греш­ников, которых Он пришел спасти».

Но везде нужно и другое оружие, то есть мо­литва, без которой все наше старание и сопро­тивление бессильно. В любом искушении нуж­но возводить очи свои ко Христу и молиться Ему: Господи, помози мне; или иначе просить от Него помощи. Укрепляйся, христианин, Гос­подом и могуществом силы Его (Еф. 6:10). И как садовник отрезает сучки и отростки, дереву вредные, чтобы, когда вырастут, дерево не по­вредили, так и ты возникающие злые помыс­лы тотчас пресекай мечом слова Божиего и мо­литвой, чтобы, укрепившись, не повредили и не умертвили внутреннего человека. Гаси ис­кру, пока в пламя не выросла, и убивай врага, пока мал. Если искру не погасишь, то вели­кий огонь будет, и если врага не убьешь, пока мал, то, когда вырастет, укрепится, одолеет и низложит тебя. Блажен тот, кто возьмет и разобьет младенцев этих о камень! (Пс. 136:9).

24. Путник

Человек, который от места к месту наме­ченному идет, – это путник. Так и мы, хрис­тиане, от дня рождения нашего до дня смерти – путники, по жизненному пути шествуем. У одного путника долгий путь, у другого – ко­роткий. Так и для нас жизненный путь наш не равный – один скорее оканчивает путь свой, другой дольше идет.

Путник в пути всякого злополучия опаса­ется. Так и нам, по пути этого мира идущим, надо всего опасаться. Смотрите, поступай­те осторожно, не как неразумные, но как муд­рые, дорожа временем, потому что дни лукавы (Еф. 5:15–16).Путник подвержен всякой непогоде и буре. Так с нами, своим путем идущими, приключа­ется всякая буря бед, напастей и искушений. Путник всем тем пренебрегает, но, все претер­певая, идет к намеченному месту. Так и мы дол­жны всем неблагополучием, с нами приключа­ющимся, пренебрегать, терпеть и идти к жела­нному своему Отечеству.На путника часто нападают разбойники и раздевают, а часто и убивают, и так до намечен­ного места не допускают. То же приключается и с нами, так и на нас демоны, как разбойни­ки, нападают и неосторожных уязвляют и убивают, и так до желанного Отечества не допус­кают. Путники защищают себя от разбойни­ков оружием. Так и мы должны защищать себя от демонов молитвой и словом Божиим.У путника всегда на уме место, к которому идет, и он старается до него дойти. Так и у нас всегда должно быть Отечество небесное на уме и о том старание, как бы его достигнуть. Так бегите, чтобы получить, – говорит нам свя­той апостол (1 Кор. 9:24). Путник чем далее по пути идет, тем более сокращается путь. Так чем более мы продолжаем путь жизни нашей, тем более к концу приближаемся. Путник, придя в место, куда шел, в безопасности бывает, и ус­покаивается, и радуется о благополучном окон­чании своего пути. Так и мы, христиане, когда благополучно окончим наш путь и придем в небесное Отечество, в безопасности будем, от всех бед и напастей освободимся, успокоимся, радоваться будем в вечном своем блаженстве, которое получим благодатью и человеколюби­ем Господа нашего Иисуса Христа. Аминь! К Тебе я возвел очи мои, Живущему на небесах! Вот, как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабы – на руки госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо много мы насыщены презрением; премного насыщена душа наша поношением от надменных и уничижени­ем от гордых (Пс. 122:1–4).25. Путник и вождьВидим в этом мире, что путник, которому путь к намеченному месту незнаком и неизве­стен, требует и ищет себе вождя, а без вождя заб­луждается и не доходит до намеченного мес­та. Возлюбленные христиане! Мы в мире этом путники и хотим дойти до желаемого нам не­бесного Отечества, как выше сказано, – Оте­чества, которого через грех лишились. Вожде­ленное, любезное, пресладкое, прекрасное, спокойное, мирное и всяких благ, которых око не видело и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило (1 Кор. 2:9), исполненное Отече­ство. Отечество, на которое с юдоли этой пла­чевной слезными смотрим очами. Предорогое, говорю, это Отечество, но путь к нему неизве­стен и страшен нам. Неизвестен – так как не знаем, как туда прийти. Страшен – так как бесчисленные демоны, как разбойники, окру­жают его, и идущим препятствуют, и старают­ся не допустить до него. Требуем непременно искусного и премудрого вождя в таком важном деле. Где же нам его искать? В премудрых и разумных ли века сего? Нет! Ибо все, не толь­ко простые, но и премудрые, заблудившись, отошли от пути этого: все как овцы заблуди­лись; человек от пути своего уклонился (Ис. 53:6). Поэтому и самые премудрые века сего требуют вождя к Отчеству этому. Где же нам искать его? Пророки, апостолы и учителя – все указывают на Иисуса Христа, Сына Божиего. Он один – верный и премудрый Вождь к небесному Отечеству. Никто не придет туда, если Он не приведет, как Сам о том свидетель­ствует, говоря: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6). Бог, желая выве­сти Израиль из рабства египетского и привес­ти в землю обетованную, послал на это вели­кое дело Моисея, верного раба Своего, кото­рый и вывел Израиль из горького рабства и вел пустыней в землю обетованную. После кончи­ны Моисея, Господь воздвиг им вождем Иису­са Навина, который и ввел людей Божиих в землю, кипящую медом и молоком.