Собрание сочинений, том 5
5) Братию свою, прочих людей, любить и почитать.
6) Учатся господа со слугами своими как с братией своей поступать и не стыдиться нарицать их братией своей. Ибо если Господь, Царь царей, не стыдится нас братией называть, то тем более люди людей должны братией своей называть. Рассуждай об этом и увидишь, как худо делают люди, которые гнушаются подлой (простой) братией. Ибо все люди единого естества, благородные и худородные – все люди, один другого не лучше. Помни это, и сломится рог гордости и презрения.
Спасайся.
Письмо шестьдесят пятое
Вопрошаешь: что далее последовало по рождении Сына Божия?
Ответ. Повествует святое Его Евангелие, что царь Ирод хотел Его убить, и потому Пресвятая Матерь Божия и святой Иосиф, Ее обручник, со Христом бежали в Египет, по извещению ангельскому, и там некоторое время жили, скрываясь от убийцы.
Примечай здесь:1) Мир, во зле лежащий, благочестия истинного не любит и гонит. Христос, само благочестие и неповинность, только что в мире показался и, как младенец незлобивый, никому зла не мог сотворить, хотя и никогда зла не сотворил, но гонение начал терпеть, и от града во град, и от страны в страну бегал.Отсюда следует, что в ком зачнется духовно Христос – истина, за тем следует гонение, как за истиной – тень. И все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим 3:12), по слову апостольскому. Поэтому, если тебе гонение приключается и ненависть от мира, не смущайся о том. Ибо для мира истинное богопочитание и благочестие есть камень преткновения и камень соблазна. Мир ненавидит то, что противно ему и глаза колет, поэтому отвергает от себя и гонит противного себе, но блаженны гонимые миром, потому что Бог их принимает. Этим утешайся, когда от мира гонение терпишь за благочестие.2) Отсюда учимся не вдаваться в явную напасть дерзновенно, но уклоняться от напасти. Христос мог сохранить жизнь свою и в том месте, где был (ибо все возможно Ему, как Богу, хотя и был по плоти младенцем), но уклонился от убийцы, подавая нам пример уклоняться от находящего зла.3) Учимся терпеть обижающих нас, не противиться им, но уступать им и давать место гневу Божию (Рим 12:19). Ибо истинное благочестие и истинная христианская победа – побеждать зло творящих кротостью и незлобием, чему нас Спаситель наш Своим примером научил.4) Видим, что от самых пелен начал Спаситель наш крест носить ради нас, ибо как ради нас в мир родился, так ради нас и гонение терпел. Последуем и мы Ему, взяв крест свой, последуем ему, дабы и по смерти с Ним быть во царствии Его.Спасайся.Письмо шестьдесят шестоеВопрошаешь, что подвигло беззаконного царя желать убиения Христа-младенца?Ответ. Читаем в Евангелии святом, что он слышал от волхвов, что Младенец рожденный есть Царь Иудейский, поэтому он, как властолюбивый, боялся, чтобы не лишиться царства, замыслил убить новорожденного Царя и, не имея возможности Его отыскать, устремился убийством на неповинных младенцев Вифлеемских (Мф 2:16), чтобы так и Христа между ними убить смог.Отсюда видим:1) Что беззаконные люди на любое зло дерзают, только чтобы прихотей своих не лишиться. А особенно сильные и властные, но беззаконные, страшное зло в обществе делают, ибо им не страшно на всякое зло дерзать, когда видят какое препятствие своим прихотям.2) Властолюбие – великое зло в человеке и всякому злу начало. Оно не устрашается и царей касаться, и с престолов свергать, или убивать. Видим здесь, что беззаконному Ироду не страшно было столько тысяч неповинных младенцев убить, чтобы только не лишиться царской власти.